Новости

» » » Александр Григорьев

Александр Григорьев

Не верьте его шикарным усам! Они просто прячут иронию, с которой Александр Григорьев смотрит на окружающую действительность.

Впрочем, этого не скрывают его работы – и графика, и монотипия, и скульптуры, где добрая ирония порой переходит в злой сарказм. А что вы хотели? Такова жизнь! Такова трагикомедия бытия, которую пытается постичь и отобразить художник.

Александр Григорьев разрабатывает концептуальные проекты в стиле трагикомедии. Его работы характеризуются аллегорическим образом мышления, понимания жизни и бытия современников.

Национальная культура, основанная на идеалах добра и гуманизма, олицетворяет душу нашего народа, является одним из символов Беларуси. Александр Григорьев принадлежит к экстраординарным представителям творческой интеллигенции страны, тем, кто посвящает свои дарования и вдохновенный труд народу, сохраняет и приумножает его духовное богатство.[Живопись. Каляда Живопись. "Каляда".

Белорусские проекты

Организовать и провести выставку – далеко не простое дело для художника. Конечно, этим должны заниматься  специально обученные люди (менеджеры, продюсеры, искусствоведы). Но в Беларуси (особенно в арт-среде) этот вид деятельности не скоро выйдет на должный уровень.

Однако Григорьеву это не помешало «замутить» ряд международных проектов и провести их не в столичном городе, а на периферии в Бресте.

И это при том, в Беларуси никогда не проходили такого уровня выставки-конкурсы малой печатной графики и экслибриса.

– Если не я, то кто же?.. – снова сказал Григорьев, взвалив на свои плечи в 2009 году тяжелую ношу автора и руководителя первого проекта Международных биеннале. -- Беларусь должна иметь мирового уровня конкурс. И я это сделаю, чего бы мне это ни стоило.

Первая ласточка под названием «Беловежская пуща-600» собрала  более 300 авторов из 45 стран мира. Черный архангел Монотипия. "Черный архангел" Прошла на высоком уровне и дала старт новым творческим проектам. Григорьев становится пионером в продвижении малой графики мирового уровня на белорусской земле. В торжественной церемонии награждения  лауреатов на второй биеннале «Игры царей» (2013 г.) принял участие министр культуры Беларуси Борис Светлов, который был приятно удивлён  уровнем организации и проведения выставки, высоко оценил проект и его автора. Но Григорьев на этом не успокаивается.

Получив одобрение от Министерства культуры и лично от министра, начинает работать над проведением в Бресте постоянного Международного выставочного конкурса.

Новый проект – BREST PRINT TRIENNIAL– состоялся в 2015 году и собрал рекордное количество участников и работ (276 участника из 46 стран мира,1340 работ).

Причём участие в нём приняли и ученики студии GRIGART PRINT STUDIO – ещё одной инициативы Григорьева, который создал школу по обучению офорта в своей мастерской. Работы его учеников, пройдя жёсткий квалификационный отбор международным жюри, попали в каталог, а некоторые были номинированы на награды.

Этот проект ставил своей целью поддержку и дальнейшее развитие традиционно-классических техник печатной графики, – объясняет организатор. – И призван знакомить зрителя с современным уровнем эстампа в мире. Триеннале также стимулирует интерес современных художников к традиционно-классическим техникам печатной (тиражной) графики. Кроме того, это уникальная возможность знакомиться с мировой культурой, популяризация культуры своей страны и участие в состязании с художниками других стран и континентов. Думаю, все это интересно и полезно как для художников, так и для ценителей искусства. И, конечно, подобные проекты работают на укрепление дружбы между народами. Сценография. Спектакль "Вверхтормашками" Сценография. Спектакль "Вверхтормашками"

Кроме этого, Григорьевым был организован и проведён ряд выставок работ мастеров экслибриса и художников, работающих в малой графике: знаменитого Российского мастера экслибриса Анатолия Калашникова, Израильского художника и мастера классического экслибриса Леонида Куриса, а также выставку «23 польских мастера экслибриса» при поддержке Генерального Консула Республики Польша в Бресте Анны Новаковской. Живопись. Сеятель. Живопись. "Сеятель".

Белорусский Рабле?

Что касается личного творчества, то многие называют его белорусским Франсуа Рабле, хотя сам художник не любит подобных сравнений. Считает, что каждый мастер индивидуален, у каждого – свой стиль, свой почерк и свой творческий полёт.

– Я не знаю, как это происходит, – говорит о творческом процессе художник. – Скорее всего, это промысел Всевышнего. Уверен, что этого не знает никто. Каждый раз происходит  по-разному. Внезапно рождается идея, тема образ или схема рисунка. От момента вдохновения может пройти несколько часов, дней и даже месяцев, лет, прежде чем сформируется в голове будущая работа. Достаточно долго вынашиваю, а уж потом выкладываю на бумагу, перевожу в материал. Причём и материализуются мысли по-разному: одна работа может родиться сразу, другая – в страшных муках…чаще второе.

Не только для простого обывателя, но и для ценителя искусства процесс рождения произведения – это тайна, чью завесу лучше не приоткрывать, а увидеть создание уже готовым к восприятию. Увидеть и изумиться. И долго изучать. Потому что работы Григорьева – не для кухни, не для будуара.

Они требуют погружения всецело в искусство, осмысления и переживания. Бумага. карандаш. "Хупа" Бумага. карандаш. "Хупа" 

Причём это касается как графики, так и всех творческих произведений художника, будь то живопись, рисунок или скульптура...

«Мастер виртуозно владеет карандашом, применяет  оригинальнейшую, свойственную только ему смешанную графическую технику. Я бы назвал эти работы тончайшими философскими мыслеобразами. Это создано на одном дыхании, как говорят, из головы, без всяких аллюзий, самобытно, ярко, уверенно. Работы Григорьева в высшей степени живописны - их абсолютно невозможно пересказать, описать словами. Нужно обладать визуальным слухом. А это, по-моему, и есть высшее проявление изобразительного искусства», – так сказал о нём известный художник Андрей Иванов (Москва, Россия).

Его произведения отмечены на престижных международных выставках -- конкурсах, в которых он принимает участие с 2001 года.

"Порочная троица "Порочная троица".[/caption] Первая выставка-конкурс в городе Санок (Польша) – и сразу лауреат Первой премии.

Затем  снова Первая премия в городе Гливице (Польша), многочисленные дипломы и медали… И снова Гран-при – на этот раз в России в Уфе на «Урал Триеннале- 2010».

«Творчество белорусского художника Александра Григорьева обширно по диапазону:  рисунок, офорт, монотипия, живопись, скульптура, сценография, – говорит о нём известный искусствовед Ирина Оськина (Россия). – Художник глубокий и разносторонний, он обращается к самым разным видам изобразительного искусства. В этом видится намеренный поиск наилучшего способа выражения той или иной художественной идеи. Однако, основное его занятие – графика. В ней отражены самые сокровенные его размышления о жизни и человеке, в ней – самые значительные его достижения… Авторский почерк Григорьева отличается экспрессией образов, динамикой композиционных построений и гротеск, построенный на трактовке формы гипер-объемами. Все это обеспечивает огромный накал эмоций, удивительным образом сочетающийся со строгостью черно-белого офорта». Сценография. Кукольный спектакль "Мыш Маш". Сценография. Кукольный спектакль "Мыш Маш".

Сценография

Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем – сценография является еще одной стороной многогранного поля деятельности художника. Григорьев как художник-постановщик оформил ряд спектаклей для детей, которые находятся в постоянном репертуаре Брестского театра кукол. 

Создание кукольных образов, костюмов, декораций приносит ему истинное наслаждение. – Оформление спектаклей в Брестском театре кукол – это самое интересное, чем я занимаюсь в свободное от офортов, холстов и пластилина  время, – рассказывает Григорьев.

Процесс создания спектакля от идеи, эскизов и до премьеры длится короче, чем рождается самая быстрая работа, выполненная в офорте. И в этом вся прелесть. А самое главное – это реакция зрителей на куклы, костюмы декорации.  И, конечно же,  игру актеров!

Заслуженный коллектив театра кукол (художественный руководитель Михал Шавель) побывал со спектаклями во многих странах далеко за пределами Беларуси, удостоен огромного количество наград. Григорьев также является членом международной организации UNIMA, а также участником международного проекта, «Мыш-Маш», который позволил ему работать с известными режиссером Робертом Валт (Словения) и мастером хореографии из Хорватии Наталией Манойловичи.

Кроме того, в Бресте прошла премьера  спектакля «Вверхтормашками», который был создан совместно с режиссером Брестского  Академического театра драмы Тимофеем Ильевским. ]Монотипия. "Похищение в Европу". Монотипия. "Похищение в Европу".

Hello, Америка!

В далёком 1995 году посетивший экспозицию Григорьева в Бресте гость из Америки Фрэнк Майлз (к слову, сам увлеченный живописью) напророчил художнику выставку в Америке и непременную славу. И это произошло. Однако объективные и субъективные причины, известные политические события того времени не благоприятствовали свершению планов в те годы. Потому это случилось лишь в 2008-ом В 2008 году Григорьева приглашает Белорусский музей в Нью Йорке  с выставкой.

– Для творчества Александра Григорьева характерно аллегорическое мышление, самобытный художественный язык. Основной мелодией полотен является образ одиночества, созвучный произведениям Антуана де Сент-Экзюпери, – сказал тогда известный белорусский общественный деятель Зенон Позняк на церемонии открытия выставки.

Экспозиция имела огромный успех. А сам художник, восхищённый масштабами города, имел возможность ознакомиться со всей культурой планеты, сконцентрированной в этом фантастическом мегаполисе. К тому же, польские посетители выставки нашли с художником общий язык, как в прямом, так и в переносном смысле. Януш Сковрон (куратор и организатор выставок в польской диаспоре, сам замечательный художник- график) любезно согласился выставить его работы совместно с уже сформированной группой польских эмигрантов, разбросанных по всему миру (Австралия, Франция, Бельгия, Норвегия и др.) 02 Проводы зимы Живопись. "Проводы зимы"

Этот союз под названием «Эмоционалисты», что означает творчество на высшем эмоциональном уровне, придумал польский скульптор Любомир Томашевский, живущий в Нью-Йорке.

– Эмоционалистов объединяет эмоциональное преобладание в работах, а не общепринятые критерии в искусстве, – объясняет Григорьев. – Ведь что может быть прекрасней союза творческих людей! Жаль, он имеет  явное отличие от нашего союза профессиональных художников!

Пять персональных выставок Григорьева в городе Большого Яблока были организованы эмоционалистами, куратором которых является Януш Сковрон.

И вот очередная персональная  выставка Григорьева в Новом Свете. Она открылась с 1 июня по 27 июля 2016 г. в А.R Gallery  под названием «Magic World-graphics art». В экспозиции -- малая печатная графика и рисунки последних лет -- всего 32 работы. Скульптура. Бронза, камень. "Судья". Скульптура. Бронза, камень. "Судья".

Всё только начинается

В этом году исполняется ровно 30 лет выставочной деятельности Александра Александровича.

В далёком 1986-ом выставкой карикатур  в холле редакции брестской газеты «Заря» им был сделан первый шаг в мир профессионального изобразительного искусства. С тех пор много воды утекло, многое изменилось в его жизни и творчестве, но неизменным остаётся одно -- он работает не ради славы, наград и признания.

Он просто делает своё дело и идёт однажды выбранным и только своим путём. Каким бы трудным тот не оказался.

Ведь быть художником в современном мире непросто, а в Беларуси – тем более. В прошлом году, в соответствии с вызвавшим большой резонанс в обществе указом президента о тунеядстве, художникам пришлось доказывать налоговым органам, что они не нахлебники, сидящие на шее государства в ожидании пенсии. Григорьева тоже не миновала эта участь – он должен был отчитаться за последний предпенсионный год.

К слову, о пенсии. Художник был вынужден отказаться от мастерской – её содержание  обходится сейчас очень дорого, и при его пенсии чуть больше ста долларов в месяц иметь свою студию – непозволительная роскошь.

Потому он продолжает творить у себя дома.

Бумага, карандаш. "Юдифь"

Бумага, карандаш. "Юдифь"

За последние  годы на свет появились 10 скульптур (бронза, камень) под объединённым названием «Невербальный код харизмы» -- своеобразная  (в духе Григорьева) ирония, можно даже сказать «стёб» на древние легенды и мифы. А также 26 работ (карандаш, бумага) на еврейскую тематику, на которую его вдохновили рассказы Бабеля и Шолом Алейхима.

И вот что интересно – во многих работах Григорьева последних лет прослеживается так называемое «колесо сансары» (из буддизма --обусловленное существование, круговорот вынужденных рождений и смертей в обусловленных мирах). Бумага, карандаш. "Загадка"

Бумага, карандаш. "Загадка"

Человек здесь занимает срединное положение меж живыми существами, и в буддийских текстах постоянно подчёркивается, что человеческая форма рождения особенно благоприятна.

-- Человек не так погружён в обманчивое блаженство, как боги, но и не настолько измучен, как обитатели адов. Кроме того, человек в отличие от животных наделёен также развитым интеллектом. Такое положение способствует тому, что только человек среди других форм существ способен к обретению освобождения от сансары, вынужденного неосознаваемого и обусловленного круговращения рождений-смертей, -- поясняет Григорьев. – И суть всех моих работ -- как напоминание, что пока ты человек -- меняйся к лучшему и освобождайся от бесконечных страданий.

Об Александре Григорьеве можно говорить много, и всё будет интересно, но не полно. Потому что то, о чём уже написано – это лишь верхушка айсберга всех интересов и возможностей этого необычного человека и экстраординарного художника.  Скульптура. Бронза, камень. "Повелительница" Скульптура. Бронза, камень. "Повелительница"

 -- Художник – это не профессия, в которой побрякушками, как пряниками вдохновляют на трудовые подвиги и рекорды. Такое существует только на территории тех государств, где культура сформирована совершенно бескультурными людьми, -- говорит Александр Григорьев. -- Художник -- это нечто совершенно иное. Художник это человек, который без остатка кладёт  свою жизнь на алтарь искусства ради счастья и любви ВСЕХ, не просящий  при этом ничего взамен кроме одного – свободы.

Наверное, способность видеть и понимать вещи в свойственной только ему манере и позволяет неординарно решать любые сложные задачи и уверенно двигаться вперёд -- как в творчестве, так и в общественной жизни.

Не зря всемирно известный писатель и кинодраматург Роберт Святополк-Мирский, познакомившийся с молодым Григорьевым, когда тот ещё работал  художником-оформителем на железной дороге и поддерживающий с художником дружеские отношения более 30 лет, в свойственной ему манере писал:

«О таких людях американцы говорят –  A Self-Made Man – человек, добившийся успеха своими силами – и это вполне соответствующее для Григорьева определение… У него нет никакого специального художественного образования - он нигде не учился живописи. Точнее, наоборот – у него самое высшее из всех высших образований --  Великая Школа Жизни. Жестокая, суровая и беспощадная, но не лишенная любви и красоты. Именно такой и выглядит жизнь в большинстве работ Григорьева, будь то живопись или графика… Я уверен – вы еще не раз о нём услышите…».

Живопись. "Синяя птица"

Живопись. "Синяя птица".

Наташа ПАРМОН  

Фото работ А. Григорьева из личного архива художника

Из биографии:

Александр Александрович Григорьев -- белорусский художник. Родился  19 мая 1955 года в деревне Мазурки, Беларусь. Член Белорусского союза художников с 1999 года. Член Международного союза UNIMA с 2013 года. Работает  в области  графики, живописи, скульпторы и  сценографии.

Автор и руководитель Международного проекта « BREST PRINT TRIENNIAL» с 2008 года. Автор и руководитель проекта « GRIGART PRINT STUDIO-2015» в Бресте. Автор и куратор  выставок: «23 мастера польского экслибриса» г. Брест,  «Золотое кольцо России А. Калашникова» г. Брест, «Леонид  Курис. Израиль, Экслибрис» гг. Брест, Пинск, Романов (РП), Бяла-Полдляска  ( РП).

Член жюри  4–х Международных выставок- конкурсов малых форм графики и экслибриса. Создал образы, костюмы, куклы и сценографию к 8 спектаклям. Книжным знаком занимается с 1995 года. Всего выполнил 61 экслибрис. Участник около 100 выставок.

Выставляется с 1986 года. В Международных выставках и  выставках-конкурсах принимает участие с 2001 года. Работы А. Григорьева  находятся в коллекциях Брестского  областного  краеведческого музея, в галереях и библиотечных фондах :  Белграде (Сербия), Анкара (Турция), Lamaze, Милан, Asuka & Терме (Италия), Араде (Румыния), Оструве  Wielikopolski, Гливице , Санок, Nice и Мальборке (Польша), Левкада (Греция), Гавиров (Чешская Республика), София (Болгария), Кадакес & Херрон (Испания), Winkfield (Англия), Bages (Испания), Гваделупе (Мексика ), Сычуань (Китай), Нью-Йорк (США), Уфа , Ирбит и Вологда (Россия) Bahia ( Brazil)…

Живёт и работает в Бресте, Беларусь, с 1976 года.

e-mail- grigart@gmail.com 


+1
 

Это тоже интересно

Возле санатория Нацбанка планируют построить свинокомплекс. Банкиры против

Возле санатория Нацбанка планируют построить свинокомплекс. Банкиры против

Согласно первоначальному проекту объект располагался в 4900 метрах от оздоровительного учреждения. Руководство санатория и Нацбанка посчитало, что неприятные запахи со свинокомплекса будут распространяться и до здравницы. Администрация учреждения также направила обращение районным и областным властям с просьбой выбрать другой вариант размещения …