Новости

» » » Страсть «Кармен» и мистика Равеля. В Бресте прошёл вечер французской классики

Страсть «Кармен» и мистика Равеля. В Бресте прошёл вечер французской классики

Новый концертный сезон в Брестском театре драмы не перестаёт радовать поклонников хорошей музыки.

Вслед за Моцартом и альпийским рогом настал Вечер французской классики, который подарили слушателям симфонический оркестр БАТД и концертный оркестр «Немига» из Минска под дирижёрством Александра Сосновского.

 Как поделился маэстро Сосновский, подобный вечер уже проходил в театре 14 лет назад.

-- Тогда, в 2003 году, специально для этого проекта мы привезли ударные инструменты из Минска, -- говорит он. – А сейчас для концерта мы собрали весь ударный арсенал (маримба, микрофоны, колокола, всевозможные колокольчики, малые барабаны и др.) со всего Бреста. Эти дорогостоящие инструменты находятся в музыкальных учреждениях города, в музколледже и первой музыкальной школе. Их приобрели благодаря властям города и руководству учреждений, и сегодня на них учатся молодые музыканты. К слову, из 5-и солистов-ударников, которые выступают на вечере, трое -- это  выпускники Брестского музыкального колледжа. Конечно, сегодня выступают другие люди в оркестрах, нежели 14 лет назад, но музыка – всё та же потрясающая, не оставляющая никого равнодушным.

Причём у каждого произведения классиков – своя, не менее захватывающая, история.

 Взять хотя бы «Кармен-сюиту» Бизе -- Щедрина, с которой начался Вечер французской классики.

За музыку к одноактному балету хореографа Альберто Алонсо, в котором главная роль знойной испанки предназначалась великой балерине Майе Плисецкой, никто из композиторов не рискнул взяться. Причина проста – никто не хотел остаться в тени Жоржа Бизе – автора легендарной оперы «Кармен». И как ни просила Плисецкая Дмитрия Шостаковича, а затем Арама Хачатуряна – композиторы в своём отказе были солидарны.

Балет спас любящий муж Плисецкой – Родион Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, перекомпоновал музыкальный материал оперы. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы «Кармен» и сюиты «Арлезианка» Бизе. В партитуре Щедрина особый характер давали ударные инструменты, различные барабаны и колокола.

«Кармен-сюита» ворвалась с огненной страстью на сцену в 1967 году, и вот уже полвека снова и снова будоражит публику.

 Накануне знакового юбилея и самое мистическое произведение французского композитора и дирижёра – «Болеро» Равеля.

Два оркестра исполнили его в конце вечера, доводя заполненный зал до самой высокой точки напряжения.

Произведение было первоначально задуманное как музыка для балетной постановки, вдохновлённой испанским танцем болеро. Написанное Морисом Равелем в 1928 году, оно приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия» на слушателей. В нём неизменно множество раз повторяются две темы на фоне монотонного ритма, в звучание постепенно вводятся всё новые и новые инструменты, и на протяжении 15-20 минут идёт необычайный рост эмоционального напряжения.

 -- Когда «Болеро» Равеля звучало впервые, тогда люди поднимались с мест и убегали из зала, -- рассказывает Александр Сосновский, -- потому что не все выдерживали нарастание напряжённости и звука, особенно в конце произведения. Почти 20 минут идёт шквал этого ритма. А наверх накладываются ещё инструменты оркестра и соло, начиная от флейты. В конце в зале звучит гром

Из Брестского театра драмы во время исполнения «Болеро» Равеля двумя оркестрами никто не убежал – всё-таки на подобные концерты ходит подготовленная публика.

Но, как отметил дирижёр Сосновский:

-- Даже те, кто пришёл впервые и не любят классику, после такой музыки скажут: «А в ней что-то есть! Надо ещё раз сходить». Пусть они не понимают, что в ней есть, но она трогает за душу, а значит, поклонников у классической музыки становится всё больше. Ведь не зря классика выходит за пределы концертных залов – её включают на фермах, чтобы коровы давали качественное молоко, на виноградниках и полях – чтобы рос хороший урожай. И тем более классическая музыка необходима человеку.

 И, поверьте, дирижёр трёх оркестров знает, что говорит. Помимо симфонического оркестра БАТД и концертного минского «Немига», Александр Петрович является главным дирижёром симфонического оркестра Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь.

-- И как Вам удаётся всё успевать? – уже за кулисами после потрясающего Вечера французской музыки спросила я дирижёра.

-- Я -- человек, чёткий и точный. Недавно взял лист бумаги, расчертил неделю по квадратам и, знаете, обнаружил, что у меня ещё есть свободное время, и я ещё что-то мог бы сделать. Кроме ночи – ночью я сплю. Такую силу даёт музыка… После таких концертов приходит вдохновение и желание работать. Это не могут дать никакие таблетки, витамины и другие снадобья, которые рекламирует Малышева… А после такой музыки хочется жить и творить!..

 Попавшая под страсть Кармен и гипноз Равеля Наташа ПАРМОН (фото и видео автора) 


0
 

Это тоже интересно

Житель Каменца попытался дать взятку сотруднику ГАИ за вождение в пьяном виде

Житель Каменца попытался дать взятку сотруднику ГАИ за вождение в пьяном виде

 Желая избежать административной ответственности, в служебном кабинете он пытался дать Br280 в качестве взятки старшему инспектору ДПС ОГАИ Каменецкого РОВД. Мужчина задержан по подозрению в совершении преступления.  …