Новости
» » » Недетские страсти. В Бресте прошла премьера спектакля «Фрёкен Жюли» 16+

Недетские страсти. В Бресте прошла премьера спектакля «Фрёкен Жюли» 16+

К сожалению, режиссёра-постановщика на премьере не было, так что артистам пришлось самим пускать спектакль «в дальнее плаванье», отдаваясь на волю настроения переменчивой публики.

И надо отдать им должное – они справились с нелёгкой задачей. Не топтались на мелководье, а сразу ринулись на глубину – страшно, опасно, но захватывающе.

 В малом зале театра, где совершенно нет никакого барьера между сценой и зрителями, а на первом ряду то и дело щёлкают затворами камер фотокорры, молодым актёрам предстояло разыграть «недетские страсти» по пьесе шведского драматурга Августа Стриндберга «Фрёкен Жюли».

 Пьеса для театра, в общем, не новая – 24 года назад (1993г.) её уже ставил в Бресте В. Чхаидзе, у которого она носила название «Ночная соната для мужчины, женщины и тролля».

А в 2013-м уже в постановке Тимофея Ильевского «Фрёкен» стала «дипломным зачётом» для выпускников театрального отделения музколледжа им. Г.Ширмы. В студенческой дипломной работе главную героиню играла Дарья Старосотникова, а другие «острые углы» в любовном треугольнике -- Павел Осташеня и Светлана Просмыцкая.

 Но на этот раз была совсем другая «Фрёкен Жюли», хоть и от того же Ильевского. Другие актёры, другие декорации, другие костюмы, хореография… да и страсти – тоже совсем другие. Более глубокие, что ли. Более трагичные. И ставящие более драматично вопрос: «А вы как бы поступили?»

 Любовный треугольник с острыми углами. Чувства на лезвии острой бритвы. Острое наслаждение и острый стыд от греховной ночи. Острый топор, одним махом губящий зародыш любви…

У Ильевского получилось всё очень остро – острое проникающее ранение прямо в душу публики.

 Наверное, именно такой и задумывал свою пьесу Стринберг в 1888 году, стремясь создать свой «экспериментальный театр», чтобы взбудоражить зрителя, объевшегося классическими «яствами». Тогда драматурга не поняли. Не только критики, но и артисты.

Единственной постановкой драмы «Фрёкен Жюли», которая прошла 14 марта 1889 г. в помещении студенческого союза в Копенгагене, и где главную роль играла жена Стриндберга, сам автор остался недовольным. Датская пресса посчитала игру актёров «вялой и мелодраматичной». А на родине драматурга, в самой Швеции, «Фрёкен» на долгие годы запретили цензурой, как «слишком смелую и натуралистическую». Табу сняли лишь в 1906 году.

  Так что история у пьесы оказалась не менее драматичной, чем само содержание. К слову, о сюжете – для тех, кто любит острые ощущения.

Это история страстных отношений между дочерью графа -- хозяйкой дома Фрекен Жюли и графским лакеем Жаном, у которого уже есть невеста – кухарка Кристина. Действие происходит в Иванову ночь, что придаёт драме мистический характер. Не потому ли так скачут чувства, как на резвом рысаке, превращая в один момент ненависть в любовь, а любовь – в ненависть?..

 За кулисами

После премьеры за кулисами я попыталась выведать у актёров, приходилось ли им испытывать такие острые эмоции в жизни?

-- Мне, к счастью, нет, -- сразу ответил Михаил Ильич, сыгравший лакея  Жана. – В подробности, конечно, вдаваться не буду, но именно таких – к счастью, нет.

 -- Как далась Вам эта роль в спектакле?

-- Как любая роль – даётся сложно всегда: с препятствиями, с барьерами. И мы пытались их преодолеть.

-- Но в этой пьесе страсти прямо-таки искрят…

-- Поэтому я всегда говорю, что очень люблю свою профессию. Страсти всегда интересно играть, если они приятные – особенно мужчине.

 -- А что для Вас было самым сложным в постановке?

-- Самым сложным для меня было обольщать Фрёкен, заставлять её влюбить в себя. Удалось мне это или нет, сказать трудно, но, во всяком случае, я попытался это сделать… Сегодня это премьера, первый спектакль. Думаю, что каждый последующий будет лучше и лучше. Девятый и десятый спектакли будут другими…

 На лице Татьяны Строк, которой пришлось играть в постановке кухарку Кристину, блуждала загадочная улыбка.

-- Татьяна, наверное, Вы довольны премьерой, раз улыбаетесь?..

-- Ну, актёр всегда недоволен полностью своей игрой, -- всё так же улыбаясь, ответила девушка. – Но, конечно же, я довольна, с одной стороны, что участвовала в таком спектакле. Работа эта не простая, сложная, которая затрагивает глубины души, самое сокровенное, трогательное.

 -- Очень волновались на премьере?

-- Да, премьерный показ прошёл на большом волнении. Несмотря на то, что это была встреча с нашим любимым, подготовленным зрителем, который всегда ходит на наши премьеры.

  -- Близость зрительного зала не смущала?

-- Да, зритель очень близко к нам расположен, а его ведь на репетициях не было. Его оценка очень чувствуется, и она влияет на нашу игру. Я надеюсь, что в последующих спектаклях мы будем меньше волноваться. И не будем воспринимать площадку и зрителей по отдельности.

 Исполнительницу главной роли Фрёкен Жюли Ольгу Жук и после спектакля переполняли чувства, только совсем другие, чем на сцене.

-- Здесь такой карнавал эмоций, который в обычной жизни проживаешь на протяжении более длительного периода времени, -- делится она. -- У нас же есть сто минут, чтобы такую шкалу эмоций в них вложить. У тебя не хватает времени опомниться, потому что эмоции захлестывают. Постоянно надо себя контролировать, чтобы идти дальше. Это эмоционально и психологически очень сложно.

 -- А может, есть сцена, которая Вам далась легко?

-- Я не скажу, что мне что-то легко далось

 -- А танцы? Вы так легко танцевали и к тому же отвечаете в спектакле за пластику

-- Здесь главное одно. Если ты вошла в эту реку, так как нужно, как ты это чувствуешь. И если ты словила глаза партнёра, почувствовала эту нить, что вы близки, что ты можешь на него опереться, тогда всё легко. А если ты чувствуешь какой-то дискомфорт, если происходит что-то не так, что твоя река слишком холодная, то проходишь какие-то испытания, но возвращаешься на какой-то путь, который должен быть.

 -- Наверное, после такого драматического спектакля очень сложно уснуть?..

-- Да, уснуть невозможно. Ты переигрываешь в уме сцены триста раз подряд. Но это такой кайф, когда ты выходишь на сцену и выключаешься из своей обыденной жизни. Включаешься в совсем другую жизнь, в другой образ и часто вообще забываешь, кто ты есть на самом деле, и просто живёшь на сцене. Я думаю, нам удастся жить на сцене так долго и так справедливо, как это задумывали и автор, и режиссёр, и как хотим мы.

Окунулась в Иванову ночь с головой Наташа ПАРМОН (фото и видео автора)

«Фрёкен Жюли» Август Стринберг

 Игра в Иванову ночь

Постановка – Тимофей ИЛЬЕВСКИЙ

Художник-постановщик – Николай ПОЛТОРАКА

Художник по костюмам – Мария МОРОЗ

Пластика – Ольга ЖУК

Музыкальное оформление – Александр ПАНАСЮК

 

 В спектакле заняты:

Ольга Жук, Татьяна Строк, Михаил Ильич, Иван Гизмонт, Дарья Старосотникова, Евгения Годун

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


+1
 

Это тоже интересно

В Бресте появился новый арт-объект - ключ таможенника

В Бресте появился новый арт-объект - ключ таможенника

Новый необычный арт-объект был открыт на пересечении улиц Гоголя и Карбышева в пятницу, 8 сентября. На этот раз память о себе в бронзе отлили Брестская таможня совместно с РУП «Белтаможсервис». Новый житель аллеи фонарей – ключ – стал сороковым по счёту и установлен в преддверии тысячелетия Бреста. На церемонии открытия присутствовали сотрудники …

Добавить комментарий

Оставить комментарий