Новости
» » » Недетские страсти. В Бресте прошла премьера спектакля «Фрёкен Жюли» 16+

Недетские страсти. В Бресте прошла премьера спектакля «Фрёкен Жюли» 16+

К сожалению, режиссёра-постановщика на премьере не было, так что артистам пришлось самим пускать спектакль «в дальнее плаванье», отдаваясь на волю настроения переменчивой публики.

И надо отдать им должное – они справились с нелёгкой задачей. Не топтались на мелководье, а сразу ринулись на глубину – страшно, опасно, но захватывающе.

 В малом зале театра, где совершенно нет никакого барьера между сценой и зрителями, а на первом ряду то и дело щёлкают затворами камер фотокорры, молодым актёрам предстояло разыграть «недетские страсти» по пьесе шведского драматурга Августа Стриндберга «Фрёкен Жюли».

 Пьеса для театра, в общем, не новая – 24 года назад (1993г.) её уже ставил в Бресте В. Чхаидзе, у которого она носила название «Ночная соната для мужчины, женщины и тролля».

А в 2013-м уже в постановке Тимофея Ильевского «Фрёкен» стала «дипломным зачётом» для выпускников театрального отделения музколледжа им. Г.Ширмы. В студенческой дипломной работе главную героиню играла Дарья Старосотникова, а другие «острые углы» в любовном треугольнике -- Павел Осташеня и Светлана Просмыцкая.

 Но на этот раз была совсем другая «Фрёкен Жюли», хоть и от того же Ильевского. Другие актёры, другие декорации, другие костюмы, хореография… да и страсти – тоже совсем другие. Более глубокие, что ли. Более трагичные. И ставящие более драматично вопрос: «А вы как бы поступили?»

 Любовный треугольник с острыми углами. Чувства на лезвии острой бритвы. Острое наслаждение и острый стыд от греховной ночи. Острый топор, одним махом губящий зародыш любви…

У Ильевского получилось всё очень остро – острое проникающее ранение прямо в душу публики.

 Наверное, именно такой и задумывал свою пьесу Стринберг в 1888 году, стремясь создать свой «экспериментальный театр», чтобы взбудоражить зрителя, объевшегося классическими «яствами». Тогда драматурга не поняли. Не только критики, но и артисты.

Единственной постановкой драмы «Фрёкен Жюли», которая прошла 14 марта 1889 г. в помещении студенческого союза в Копенгагене, и где главную роль играла жена Стриндберга, сам автор остался недовольным. Датская пресса посчитала игру актёров «вялой и мелодраматичной». А на родине драматурга, в самой Швеции, «Фрёкен» на долгие годы запретили цензурой, как «слишком смелую и натуралистическую». Табу сняли лишь в 1906 году.

  Так что история у пьесы оказалась не менее драматичной, чем само содержание. К слову, о сюжете – для тех, кто любит острые ощущения.

Это история страстных отношений между дочерью графа -- хозяйкой дома Фрекен Жюли и графским лакеем Жаном, у которого уже есть невеста – кухарка Кристина. Действие происходит в Иванову ночь, что придаёт драме мистический характер. Не потому ли так скачут чувства, как на резвом рысаке, превращая в один момент ненависть в любовь, а любовь – в ненависть?..

 За кулисами

После премьеры за кулисами я попыталась выведать у актёров, приходилось ли им испытывать такие острые эмоции в жизни?

-- Мне, к счастью, нет, -- сразу ответил Михаил Ильич, сыгравший лакея  Жана. – В подробности, конечно, вдаваться не буду, но именно таких – к счастью, нет.

 -- Как далась Вам эта роль в спектакле?

-- Как любая роль – даётся сложно всегда: с препятствиями, с барьерами. И мы пытались их преодолеть.

-- Но в этой пьесе страсти прямо-таки искрят…

-- Поэтому я всегда говорю, что очень люблю свою профессию. Страсти всегда интересно играть, если они приятные – особенно мужчине.

 -- А что для Вас было самым сложным в постановке?

-- Самым сложным для меня было обольщать Фрёкен, заставлять её влюбить в себя. Удалось мне это или нет, сказать трудно, но, во всяком случае, я попытался это сделать… Сегодня это премьера, первый спектакль. Думаю, что каждый последующий будет лучше и лучше. Девятый и десятый спектакли будут другими…

 На лице Татьяны Строк, которой пришлось играть в постановке кухарку Кристину, блуждала загадочная улыбка.

-- Татьяна, наверное, Вы довольны премьерой, раз улыбаетесь?..

-- Ну, актёр всегда недоволен полностью своей игрой, -- всё так же улыбаясь, ответила девушка. – Но, конечно же, я довольна, с одной стороны, что участвовала в таком спектакле. Работа эта не простая, сложная, которая затрагивает глубины души, самое сокровенное, трогательное.

 -- Очень волновались на премьере?

-- Да, премьерный показ прошёл на большом волнении. Несмотря на то, что это была встреча с нашим любимым, подготовленным зрителем, который всегда ходит на наши премьеры.

  -- Близость зрительного зала не смущала?

-- Да, зритель очень близко к нам расположен, а его ведь на репетициях не было. Его оценка очень чувствуется, и она влияет на нашу игру. Я надеюсь, что в последующих спектаклях мы будем меньше волноваться. И не будем воспринимать площадку и зрителей по отдельности.

 Исполнительницу главной роли Фрёкен Жюли Ольгу Жук и после спектакля переполняли чувства, только совсем другие, чем на сцене.

-- Здесь такой карнавал эмоций, который в обычной жизни проживаешь на протяжении более длительного периода времени, -- делится она. -- У нас же есть сто минут, чтобы такую шкалу эмоций в них вложить. У тебя не хватает времени опомниться, потому что эмоции захлестывают. Постоянно надо себя контролировать, чтобы идти дальше. Это эмоционально и психологически очень сложно.

 -- А может, есть сцена, которая Вам далась легко?

-- Я не скажу, что мне что-то легко далось

 -- А танцы? Вы так легко танцевали и к тому же отвечаете в спектакле за пластику

-- Здесь главное одно. Если ты вошла в эту реку, так как нужно, как ты это чувствуешь. И если ты словила глаза партнёра, почувствовала эту нить, что вы близки, что ты можешь на него опереться, тогда всё легко. А если ты чувствуешь какой-то дискомфорт, если происходит что-то не так, что твоя река слишком холодная, то проходишь какие-то испытания, но возвращаешься на какой-то путь, который должен быть.

 -- Наверное, после такого драматического спектакля очень сложно уснуть?..

-- Да, уснуть невозможно. Ты переигрываешь в уме сцены триста раз подряд. Но это такой кайф, когда ты выходишь на сцену и выключаешься из своей обыденной жизни. Включаешься в совсем другую жизнь, в другой образ и часто вообще забываешь, кто ты есть на самом деле, и просто живёшь на сцене. Я думаю, нам удастся жить на сцене так долго и так справедливо, как это задумывали и автор, и режиссёр, и как хотим мы.

Окунулась в Иванову ночь с головой Наташа ПАРМОН (фото и видео автора)

«Фрёкен Жюли» Август Стринберг

 Игра в Иванову ночь

Постановка – Тимофей ИЛЬЕВСКИЙ

Художник-постановщик – Николай ПОЛТОРАКА

Художник по костюмам – Мария МОРОЗ

Пластика – Ольга ЖУК

Музыкальное оформление – Александр ПАНАСЮК

 

 В спектакле заняты:

Ольга Жук, Татьяна Строк, Михаил Ильич, Иван Гизмонт, Дарья Старосотникова, Евгения Годун

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


+1
 

Это тоже интересно

"Спасибо, что живой!..." Ко Дню вывода советских войск из Афганистана

"Спасибо, что живой!..." Ко Дню вывода советских войск из Афганистана

Афганистан. Долгие годы за этим словом для нас скрывались просто необычные пейзажи с величественными горами и палящим солнцем, а ещё люди, к которым в полную силу не дошла цивилизация. Но в 1979 это слово обрело для советских людей трагический смысл... …

Добавить комментарий

Оставить комментарий