Новости

» » » Закулисье: секреты постановки «Старший сын» в Брестском театре драмы

Закулисье: секреты постановки «Старший сын» в Брестском театре драмы

Ох и люблю же я заглядывать за кулисы. Там столько всего интересьненького! Наверное, в прошлой жизни я была крысой, причём театральной.

Сидела себе за кулисами, грызла реквизит и наблюдала глазёнками-бусинками за всем, что там происходит.

 К слову, о реквизите. Уж не знаю, на каком блошином рынке художник-постановщик Николай Полторака раздобыл такие раритеты, но антураж действительно попахивал нафталином 60-х.

Зеркало старого трельяжа, часы с кукушкой, механический будильник, шторы на дверях, жестяная раковина, навесной «шкапчик» для посуды и бутылка молока на деревянном подоконнике – интерьер обычной советской квартиры. На стене – настоящие чёрно-белые фотографии в большой раме. На столе – настоящий чайный гриб в трёхлитровой банке, накрытый марлечкой. И настоящие маринованные огурчики, которые после спектакля дохрустывал режиссёр.

Пожалуй, только водка в спектакле была не настоящая.

Вряд ли бы актёры дотянули до второго акта, если бы в первом с ускорением налегали на заправский алкоголь. starshij-syn-15 Итак, занавес опущен. Артисты, уставшие, но держащиеся на ногах от переизбытка адреналина поздравляют режиссёра, съёмочную группу и друг друга с премьерой. Самое время, пока они  не вышли из эйфории, разведать секреты и секретики.

Осипший голос Сергея Петкевича petkevich

Сергей Петкевич, например, которому досталась роль отца семейства, перед премьерой заболел. Вышел на сцену с температурой и осипшим голосом, который зрители, знавшие артиста по прежним ролям, приняли за эдакий актёрский трюк. А ему ещё пришлось играть на трубе – по сценарию он отставной музыкант местной филармонии.

-- Приходится недостатки использовать как достоинства, -- шутит он. – Роль у меня очень интересная. Давненько я не играл таких ролей. Но мне было не сложно. Потому что очень много личностных таких совпадений между персонажем и мною. Я такой же папа, который вечно трясётся над своими детьми, который может подорваться с места в любую минуту, чтобы помочь своему ребёнку.

Впрочем, он и на сцене может помочь коллегам, так как зачастую запоминает текст не только своей роли, но и речи товарищей.

-- Бывают такие глупые накладки, когда я актёру подсказываю, что он должен сказать, а в это время забываю, что должен говорить я, -- откровенничает Сергей. – Тогда приходится импровизировать.

-- А вы фильм «Старший сын» смотрели? – я решила проверить, распространяется ли табу режиссёра на старших. -- Конечно. Его в то время смотрели все.

-- Не хотелось скопировать Леонова, который там сыграл роль отца?

-- Даже если бы хотелось, не получилось. Потому что Леонов – это Леонов, а я – это я. И передо мной тоже -- не Боярский с Караченцевым, а молодые актёры нашего театра. Разные актёры, разные люди, и у каждого получается своя игра.

Жестяная кружка Николая Маршина marshin

Самому старшему на сцене  -- Николаю Маршину -- досталась роль весёлого соседа-старичка, который всегда появлялся со своей жестяной кружкой. Оказалось, что это кружка – не реквизит, а действительно хозяйская утварь. Маршин принёс её на спектакль, а чтобы не потерять после премьеры, пристроил в нагрудном кармане (а я всё время гадала: для чего нужны эти карманы в мужских рубашках?).

-- Я испытываю ощущение радости, -- поделился он после премьеры. – Радость за то, что директор театра взял эту пьесу в репертуар, что её воплотил режиссёр, что молодые ребята хорошо сыграли. Как говорил Станиславский, «мы актёров не нанимаем, мы их коллекционируем». И я рад, что в нашем театре появился бриллиантик, камушек, а в будущем бриллиант – это Татьяна Дяченко, которая сыграла Нину. Ей досталась сложная роль: она сама по своим физико-химическим параметрам человек нежный, хрупкий, это лирико-романтическая актриса, а здесь надо было показать силу, хозяйку. Жизнь заставляет её быть такой. Она следит за домом, за отцом, чтобы он не спился, за младшим братом, у которого свои проблемы… И для неё эта роль – на преодоление. И она справилась.

Ужель та самая Татьяна?

djachenko  

-- Да, я по характеру более мягче, -- признаётся Татьяна Дяченко. – Но мне было интересно работать. Я безумно рада и благодарна режиссёру за эту роль. Он видимо увидел во мне этот характер. Это действительно была роль на преодоление.

-- А нетрудно было вживаться в те времена, которые вы не застали?

-- Нетрудно. Я пересмотрела много фильмов того времени, чтобы лучше его понять.

-- А чайный гриб тоже пробовали? -- Конечно, он у нас дома был.

Иван Гизмонт впервые увидел чайный гриб!

gizmont

-- А я вот чайный гриб видел в первый раз, -- говорит Иван Гизмонт, которому пришлось сыграть в пьесе роль проблемного и влюблённого во взрослую женщину подростка.

-- Да, всё познаётся впервые… Кстати, как было играть подростка?

-- Это уже второй спектакль, где я играю подростка. Но в этом немножко есть такая слабохарактерность… Поэтому мне было немного трудно свыкнуться с этим. Я такой плавный – плавный, но если взрываюсь, то уже взрываюсь. И нужно было держать эту грань, чтобы не сказать, что это я играю, а что это именно тот человек, который тогда жил такой жизнью… Ещё это время трудно было воспринять. Но я тоже смотрел много фильмов, слушал рассказы, на репетициях – в том числе.  Что-то откладывалось в памяти, что-то оставалось, ну и вышло то, что вышло. Может со временем будет лучше.

Об авантюризме Сергея Кондратюка

kondratjuk Это он сыграл роль «старшего сына», то есть авантюриста, которому вместе с товарищем во что бы то ни стало надо было где-то перекантоваться ночь. И не смотря на то, что пьеса была написана Вампиловым аж полвека назад, Сергей считает, что она очень актуальна сегодня.

-- Меняются времена, меняются люди, но общечеловеческие тенденции остаются, -- говорит он. -- Все мы прекрасно понимаем, нас учили этому в детстве, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Но в мире идёт такая тенденция – иронии, стёба над всем подряд. Над трагедией, горем. Как говорят, когда смешно, тогда не страшно. И потому молодым людям сегодня трудно ориентироваться в том, что такое «плохо».

-- Скажи, Сергей, а ты по жизни тоже авантюрист? – ох и люблю же я задавать неудобоваримые вопросы (профессия обязывает).

-- Да нет, -- по-русски утверждением и отрицанием одновременно отвечает Сергей. – Хотя у каждой монеты – две стороны, а у каждого человека – половина ангельского и половина дьявольского. Если мерить такими категориями, то я тоже авантюрист. Но я думаю, что во мне это в жизни никак не проявляется.

-- Понятно – только на сцене.

---------------------------------------

Жаль, что пару молодых артистов мне так и не удалось помучить вопросами – пока я интервьюировала одних, вторые под шумок тихонько растворились во мраке закулисья. Но в следующий раз им от меня не сбежать, не будь я театральной крысой!..

Примеряла на себя роль закулисной крыски Наташа ПАРМОН (фото автора) 


0
 

Это тоже интересно

В Испании квартиру белорусов захватили сквоттеры

В Испании квартиру белорусов захватили сквоттеры

Граждане, занявшие чужое жилье на период более 48 часов и не имеющие другой нормальной жилплощади, не могут быть изгнаны оттуда без постановления суда. А сам судебный процесс может затянуться на много месяцев и потребовать значительных издержек. …