Новости
» » » Маты на сцене!? Спектакль-шок «Опиум» как революция в белорусском театре

Маты на сцене!? Спектакль-шок «Опиум» как революция в белорусском театре

Спектакль «Опиум» Центра визуальных исполнительских искусств «Арт корпорейшн» стал революционным не только потому, что в голос заявляет о проблемах простого белорусского обывателя.

Он совершил невозможное среди «памяркоунай» к искусству публики – на постановку впервые в нашей стране были собраны деньги при помощи краудфандинговой платформы ulej.by. И это тоже стало прорывом в финансовой сфере. И примером для многих творческих инициатив, которые не знают, где найти финансирование.

 Так почём «Опиум» для театра?

Для постановки «самого честного спектакля 2016 года»(как назвали его с лёгкого журналистского пера) собрали более 45 млн. неденоминированных рублей. 150 человек поддержали проект.

Фишка краудфандинговой платформы ulej.by состоит в том, что если в обозначенные сроки не собирается названная сумма, все вложенные деньги возвращаются спонсорам.

 К слову, БРСМ собирал таким макаром на реконструкцию 22 июня – не собрал.

Правда, последние два миллиона, делится постановщик Александр Марченко, докладывали своими силами. Но тем не менее, свершилось!

И «Опиум» второй год будоражит умы и сердца театральной публики. Вначале постановку обкатывали в столице, причём на разных платформах. Вместо камерных залов спектакль проходил совершенно в нетрадиционных для театра местах, например, в музее среди бюстов советских вождей и русских классиков.

 На фестивальную арену он вышел на международном форуме «ТеАРТ» и сразу пленил зрителей и покорил критиков.  

Брест стал вторым городом премьеры «Опиума» и, надо сказать, революционный спектакль публика и критики также восприняли эмоционально, глубоко и серьёзно.

 Во-первых потому что правда. О ней не рассказывают по телевизионным каналам и не пишут в газетах. Но она живёт на кухне обычных семей, где вырывается наружу во время чаепития или чего погорячее. Нелицеприятная. Не разукрашенная гламуром оптимизма. Грубая. С матами. С отчаянием. С борьбой на выживание.

 Виталий Королёв – современный белорусский драматург – вывел на сцену простую семью. Мать-пенсионерка, двое сыновей. Вечная нехватка денег. Рост цен, коммуналки. Младшему нужно поступать в вуз. Старшего уволили за чужие «косяки» с работы.

 Из вечных вопросов «Кто виноват?» и «Что делать?» в семье обсуждается второй. Старший собирается на Донбасс в инженерную службу – рыть окопы и обслуживать военную технику.  Мать против.

У младшего трагедия в личном плане – его бросает любимая девушка. Мать об этом не подозревает.

 Действие происходит в провинциальном Рогачёве.

Казалось бы, бытовуха. Зачем её волочить в театр. Тем более с ненормативной лексикой, которой и так на улицах хватает. А искусство должно тянуть к вечному, светлому…

Но вот ведь парадокс – «заземлённый» и в переносном и в прямом смысле (земля здесь так же играет основную роль) спектакль непонятным образом вызывает «души прекрасные порывы».

 Зрителям вдруг хочется помочь этой семье. И, как рассказывал Александр Марченко, были случаи, когда после постановки публика бросалась на импровизированную сцену и начинала выкапывать из земли младшего сына, нелепо погибшего в ссоре с другом (из-за политического спора о войне в Украине)…

 А что касается ненормативной лексики, то, как сказала профессор Татьяна Орлова, которая после трёхлетнего перерыва вновь приехала в качестве критика на «Белую Вежу»:

-- Не надо ставить акцент: мат на сцене. Весь мир уже прошёл этот мат. И он был уже всюду. В спектакле не так уж много нецензурной лексики. И не в этом суть. Я не употребляю мат в речи. И как меня убеждают мои студенты и молодые коллеги, бывают ситуации в жизни, когда по-другому нельзя точнее выразиться. Может быть. Я мат не приветствую, но я и не ханжа, чтобы из-за этого запрещать спектакль.

Татьяна Дмитриевна назвала спектакль «прорывом в белорусской драматургии».

-- К сожалению, не так много в белорусском театре сегодня серьёзных хороших постановок, -- сказала она. – Но набирает силу альтернативное театральное движение, которое двигают молодые. Сейчас очень много появилось режиссёров и драматургов, вокруг которых собираются актёры из разных театров. Спектакль «Опиум» -- тому подтверждение. Саша Марченко сейчас набрал силу, это один из серьёзных режиссёров. И к нему пришли актёры из различных театров, и они держатся как одна команда.

 Напомним, что в спектакле заняты Юлианна Михневич из Купаловского, Антон Жуков из Театра-студии киноактера, Максим Брагинец, Артем Курень и Анна Семеняко из Республиканского театра белорусской драматургии.

Курила «Опиум» Наташа ПАРМОН (фото и видео автора)

 Виталий Королев

«ОПИУМ»

спектакль

Постановка – Александр Марченко

Сценография и костюмы – Андрей Жигур

Музыкальное оформление – Ксения Корольчук


0
 

Это тоже интересно

В ракетной шахте под Москвой нашли миллиард советских рублей

В ракетной шахте под Москвой нашли миллиард советских рублей

В начале 1990-х годов ненужные купюры тоннами вывозили в шахты, так как из-за токсичности сжигать их было опасно. Одно из таких мест находилось неподалёку от глухой подмосковной деревни, название которой по неизвестным причинам держится в тайне. …

Добавить комментарий

Оставить комментарий