Новости
» » » 17 лет назад погиб "Курск"

17 лет назад погиб "Курск"

Причина гибели подлодки  и 118 человек остается тайной. Данные о катастрофе до сих пор засекречены. Наказания никто не понес.

Напомним, гибель "Курска" произошла 12 августа 2000 года - 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени. Подлодка находилась в Баренцевом море на учениях - она условно атаковала крылатой ракетой "Гранит" эскадру во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" и флагманом флота атомным крейсером "Петр Великий". Сегодня оба вышеупомянутых судна широко известны благодаря походу в Сирию.

 По данным "РГ", через несколько часов "Курск" должен был добить условного противника учебными торпедами. Однако, по официальной версии, один из снарядов взорвался. От взрыва сдетонировали другие боеприпасы.

 "Отчаиваться не надо"

 Большинство членов экипажа погибли почти сразу. Однако 23 моряка смогли укрыться в девятом отсеке, где, по некоторым данным, ждали помощи на протяжении нескольких часов.

По ТВ высокие начальники врали, что моряки подают звуки жизни, что вот-вот подойдет платформа и команду спасут.

Об этом станет известно из записок, сделанных подводниками и позднее найденных водолазами. "В 9-м отсеке 23 человека. Самочувствие плохое. Ослаблены действием СО при БЗЖ... - это уже из другой записки, имя автора которой по этическим соображениям до конца следствия не оглашалось. - Давление в отсеке 0,6 кг/м2. Кончаются В-64. При выходе на поверхность не выдержим компрессию... Не хватает... Отсутствуют... Протянем еще не более суток..." - говорилось в одной из них.

Впрочем, более широкую известность получила другая записка, оставленная капитан-лейтенантом Дмитрием Колесниковым. Она заканчивалась словами: "Всем привет, отчаиваться не надо..." Последняя запись Колесникова датирована 15:15 12 августа, то есть спустя четыре часа поле взрыва.

 Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 24 августа, но оказались безуспешными. И только 20 августа к работам допус ли норвежское судно Seaway Eagle. Почти сутки водолазы вскрывали кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ. К этому моменту живых людей на судне уже не было - весь экипаж погиб.

 За 16 дней водолазы смогли обнаружить и подня поверхность 12 тел подводников. После подъема атомохода из его корпуса извлекли тела еще 103 человек. Тела еще троих погибших - матросов Дмитрия Коткова и Ивана Hефедкова, а также главного специалиста "Дагдизеля" Мамеда Гаджиева - найти не удалось. Согласно выводам прокуратуры, в результате катастрофы они были уничтожены.

 Отметим, В ходе расследования причин ЧП было выдвинуто 18 версий, в том числе версия о столкновении с иностранным (в частности, американским) судном или надводным кораблем, поражение АПРК торпедой или ракетой, диверсия или теракт, подрыв на мине времен войны, внештатная ситуация на борту. Первостепенной была американская версия. Однако в итоге ни одна из них не нашла подтверждения.

 Уголовное дело, возбужденное 23 августа 2000 года было прекращено в августе 2002 года.

 Спустя месяц после катастрофы - в сентябре 2000 года - президент РФ Владимир Путин, отвечая в прямом эфире на вопрос ведущего CNN Ларри Кинга, что случилось с подлодкой "Курск", сказал с улыбкой: "Она утонула". А в 2010 году Путин и ставший его преемником Дмитрий Медведев проигнорировали траурные мероприятия, приуроченные к 10-летию трагедии, вызвав возмущение родственников погибших моряков.

Трое белорусов

Среди 118 членов экипажа атомного ракетного крейсера К–141 «Курск» были трое белорусов. Капитан 2–го ранга Сергей Дудко, родившийся в Пинске, служил старшим помощником командира «Курска». Уроженец Гомельщины капитан 3–го ранга Александр Садков командовал боевой частью 7. Белорусские корни имел и старшина 2–й статьи контрактной службы Дмитрий Леонов, командир отделения рулевых–сигнальщиков.

Сергей Дудко отличился еще до трагедии. В 1994 году во время похода подлодки на Северный полюс он вовремя заметил начинавшийся в отсеке пожар, быстро и правильно потушил его, предотвратив тяжелую аварию. Был награжден медалью «За отличие в воинской службе».

Александр Садков очень серьезно готовился к морской карьере. По воспоминаниям сестры Валентины, он занимался тяжелой атлетикой, боксом. Военно–морское училище окончил с красным дипломом и получил назначение на Северный флот в Видяево. Службу начинал на атомном подводном ракетном крейсере К–119 «Воронеж».

После подъема АПЛ «Курск» тело капитана 3–го ранга Садкова было опознано 1 марта 2002 года в Североморске. Похоронен он в Санкт–Петербурге, а в городе Шимановск Амурской области отважному подводнику установлен памятник.

Указом Президента Российской Федерации трое белорусов за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, посмертно награждены орденом Мужества.

 Самые крупные аварии АПЛ в СССР

45 лет назад, 8 марта 1968 года, в Тихом океане во время боевого патрулирования затонула советская дизельная подводная лодка К-129. Погибли 98 человек. Причина катастрофы осталась неизвестной.

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Саргассовом море (Атлантический океан) на глубине около 5,5 тысячи метров затонула АПЛ К‑219. Утром 3 октября на борту подлодки произошел взрыв в ракетной шахте, а затем начался пожар, продолжавшийся в течение трех суток. Экипаж сделал все возможное для предотвращения взрыва ядерного боезапаса и радиационной катастрофы, однако спасти корабль они так и не смогли. На борту подлодки погибли четыре человека. Оставшиеся в живых члены экипажа были подняты на российские суда "Красногвардейск" и "Анатолий Васильев", которые пришли на помощь терпящей бедствие субмарины.

24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. К‑429 была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Лодка легла на грунт на глубине 40 метров. При попытке продуть главный балласт из‑за открытых клапанов вентиляции цистерны главного балласта большая часть воздуха ушла за борт.

В результате катастрофы погибли 16 человек, остальные 104 смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка.

21 октября 1981 года дизельная подводная лодка С‑178, возвращаясь в базу после двухдневного выхода в море, погибла в результате столкновения в акватории Владивостока с транспортным рефрижератором. Получив пробоину, подлодка приняла около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр. В результате катастрофы погибли 32 моряка‑подводника.

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 с научно‑исследовательским судном "Академик Берг". Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. "Академик Берг" ударил "К‑56" в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в корпусе огромную пробоину, в которую стала поступать вода. Подводную лодку от гибели спас ценой своей жизни личный состав второго аварийного отсека, которые задраили переборку между отсеками. В результате аварии погибли 27 человек. В живых остались около 140 моряков.

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования на АПЛ К‑19 произошел пожар.

В это время лодка находилась в северной части Атлантического океана на глубине 120 метров. Благодаря самоотверженным действиям экипажа, К‑19 всплыла на поверхность. В спасательной операции приняли участие корабли и суда ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. В результате аварии на лодке погибли 28 моряков, еще двое скончались во время спасательной операции.

 

АПЛ К‑19 

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана погибла АПЛ К‑8 в результате сильного пожара, приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости.

Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К‑8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки. В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из‑за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава подлодки была переправлена на судно "Касимов", а на борту К‑8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров. Погибли 52 члена экипажа.

24 мая 1968 года произошла радиационная авария на АПЛ К‑27, имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы.

Во время аварии пострадал весь экипаж, девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения.

8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К‑129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли. Причина катастрофы неизвестна. Впоследствии К‑129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

8 сентября 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 "Ленинский комсомол" в подводном положении произошел пожар в двух отсеках, который был локализован и потушен герметизацией аварийных отсеков. Погибли 39 членов экипажа. Подлодка своим ходом вернулась на базу.

 

 

АПЛ К‑278 "Комсомолец"

 

«Белорусский партизан» 

 


0
 

Это тоже интересно

Бездомная собака пыталась предупредить об аварии (видео)

Бездомная собака пыталась предупредить об аварии (видео)

На этот раз ангел явился в образе бездомной собаки, которая рисковала собой, чтобы предупредить об опасности водителя автомобиля. Вы только посмотрите, что она творит! Она старается предупредить водителя, лает, преграждает путь. В тот деть водитель не прислушался к предупреждению и принял решение двигаться дальше …

Добавить комментарий

Оставить комментарий