Новости

» » » Памяти экипажа Пе-2, погибшего в 1944 г. под Брестом

Памяти экипажа Пе-2, погибшего в 1944 г. под Брестом

20 сентября в Бресте пройдет торжественное мероприятие, посвященное памяти советских лётчиков – экипажа самолета Пе-2, погибших в 1944 году. Их имена более 70 лет числились в списках «без вести пропавших».

Самолёт Пе-2 летчики-фронтовики наградили созвучным прозвищем «Пешка». Во время Великой Отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком (всего было построено 11 247 самолетов всех модификаций). Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах, применялись сухопутной и морской авиацией в качестве бомбардировщиков, истребителей, разведчиков.

Разработка Пе-2 была начата в середине 1938 года группой конструкторов под руководством В.М.Петлякова. К тому времени в военной авиации получила развитие новая тактика бомбометания с пикирования. Высокая точность пикирующих бомбардировщиков позволяла поражать сравнительно небольшие цели на поле боя и в глубине обороны противника. pe22 В авиационной подготовке наступательной операции «Багратион» на территории современной Беларуси участвовало 548 Пе-2. Одним из них был самолет 72-го Петрозаводского разведывательного авиаполка 6-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта.

Экипаж боевой машины состоял из трех человек:

Бирюков Николай Иванович, лётчик ст. лейтенант, 1922 г.р., уроженец Орловской обл. Ливенского р-на, с. Агорожны. Кадровый офицер, в Красной Армии с 8 января 1941 г.

Бараненко Сергей Яковлевич, штурман лейтенант, 1922 г.р., уроженец Черниговской обл., Батуренский р-н, с. Куроутовка. Призван в Красную Армию Хасав-Юртовским РВК Дагестанской АССР в январе 1941 г.

Шамалуев Григорий Григорьевич, воздушный стрелок-радист старшина, 1916 г.р., уроженец Карело-Финской АССР Беломорский р-н, с. Нехча. Призван в Красную Армию Беломорским РВК 28 июня 1941 г. На фотографии, присланной из Татарстана родственниками Григория Шамалуева, экипаж запечатлен где-то на полевом аэродроме, на фоне замаскированного боевого самолёта. pe222 Возможно, именно из этого места 11 мая 1944 года летчики отправились в свой последний боевой вылет…

Вблизи города Бреста жители видели, как советский самолёт был атакован двумя немецкими истребителями. В скоротечном воздушном бою бомбардировщик был подбит и упал у деревни Митьки. С места крушения немцы изъяли все ценные вещи и документы.

Жители деревни захоронили останки лётчиков недалеко от места падения самолёта.

Долгое время над солдатской могилой возвышался небольшой холмик. В 1976 году на могиле экипажа советского самолёта по инициативе педагогов и учащихся Гершонской средней школы был установлен бетонный памятник в форме паруса с мраморной плитой, на которой было написано: «Неизвестному экипажу советского самолета, погибшему при освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 г.».

Памятник стал местом проведения торжественных мероприятий, приуроченных ко Дню Победы.

Здесь собирались жители близлежащих деревень Гершоны, Бернады, Аркадия, Митьки. Ветераны и молодёжь возлагали цветы, отдавая дань памяти неизвестным героям Великой Отечественной войны. pe В 2007 году, после включения территории указанных деревень в городскую черту Бреста, могила летчиков была взята под охрану государства и внесена в список исторических объектов Республики Беларусь.

Городскими властями было принято решение провести реставрацию обелиска и обустроить место захоронения. 

В 2011 году военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь и поисковики из Татарстана провели раскопки на месте гибели самолёта. Тогда удалось установить, что в земле на значительной глубине покоятся фрагменты самолета Пе-2. Но для того, чтобы идентифицировать боевую машину были нужны детали бомбардировщика с заводскими номерами. По ним на основании архивных данных можно было установить принадлежность самолета к авиационным частям и состав экипажа.

Новые поисковые работы были организованы в 2015 году. Раскопки проводились силами 52-го специализированного батальона и брестского отряда «Авиапоиск».

Для того, чтобы проникнуть на большую глубину поисковикам приходилось использовать тяжелую технику. В грунтовой толще, на глубине 7,5 метров, были обнаружены детали самолета с сохранившимися номерами.

Трое без вести пропавших летчиков обрели статус «погиб в бою», место захоронения – город Брест. pe23 В нашем городе хорошо известны благородные дела поискового отряда «Авиапоиск» во главе с Владимиром Бухтой. Участники отряда делают все возможное, чтобы вернуть историческую память о летчиках, погибших при освобождении белорусской земли от немецко-фашистских захватчиков. 11 мая текущего года на Гарнизонном кладбище состоялась церемония захоронения останков семи советских летчиков экипажа самолета Б-25 «Митчелл», погибших в боях за освобождение Бреста в июле 1944 года.

Для того, чтобы вернуть летчиков из списков «без вести пропавших», участники отряда «Авиапоиск» проделали большую работу . В 2016 году сотрудниками КУП «Брестское специализированное предприятие» при содействии Брестского горисполкома проведены дополнительные работы по обустройству места захоронения экипажа Пе-2. pe-24

На могиле установлен гранитный обелиск с мемориальной плитой и портретами погибших летчиков, которые были сделаны благодаря сохранившейся фотографии.

Имена героев, увековеченные на обелиске, навсегда останутся в памяти благодарных жителей города Бреста!

Анатолий Большаков 


0
 

Это тоже интересно

Пограничная зона. Как посещать кладбища на Радуницу?

Пограничная зона. Как посещать кладбища на Радуницу?

Накануне и в День поминовения усопших — с 22 по 25 апреля — многие отправятся на кладбища, в том числе расположенные в пограничной зоне и полосе. …