Георг Майс дал концерт с камерным оркестром Брестской областной филармонии. Интервью с маэстро 28-06-2017, 22:55 Ценные люди / Концерты, театр и кино / Без галстуков и макияжа Немецкий дирижер Георг Майс дал концерт с камерным оркестром Брестской областной филармонии. Этому музыкальному событию способствовали сразу две исторические даты, которым он был приурочен. Так, 2017 год ознаменован 25-летием восстановления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия. Стоит отметить, что исполнилось 25 лет именно восстановлению отношений. Впервые они были установлены в 1922 году, но утратили свою юридическую силу после образования СССР. И вторая дата – это празднование 500-летия Реформации. В 1517 году Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов на ворота Замковой церкви в немецком Виттенберге. И это событие привело весь мир в движение. Эпохальные изменения, произведённые этим действием, распространились на все континенты. Сегодня мы хорошо видим, как деятельность реформаторов глубоко и необратимо меняла мир… Господин Майс любезно согласился дать интервью для Brestnote в перерыве между репетициями концерта. - Скажите, который раз вы в Беларуси и в Бресте? - Думаю, что 20-ый, а в Бресте точно 5-ый. Впервые в вашу страну попал в 1995 году на конференцию в академию музыки в Минск. Остался доволен визитом, сложившимися отношениями и завязалось тесное сотрудничеством с белорусскими музыкантам. На мой взгляд немцы и белорусы близки по своему менталитету, поэтому работается вместе нам легко. Музыка ведь объединяет всех, ей не препятствуют границы. А ещё мне интересна традиционная белорусская культура. Она понятна мне. Строгий маэстро вдруг расплылся в улыбке и, погладив живот, произнес: - Мы схожи даже в том, что любим натуральную, здоровую пищу. У вас качественные продукты. Как я сегодня чудесно завтракал, не мог сдержать аппетит – все было вкусно! Так и поправиться не долго! - Смею предположить, что работой вы поглощены полностью. На что ещё остается время? Возможно у вас есть какое-нибудь хобби? - Знаете, я люблю путешествовать, но езжу только в те страны и города, где у меня есть друзья, так, чтобы всегда состоялись встречи с интересными мне людьми. По этой самой причине я частый гость в Беларуси. А вообще профессия обязывает обладать полным и всеобъемлющим знанием музыки. Кроме того, дирижер не может пройти мимо глубокого изучения истории, философии, эстетики. Я должен быть хорошо знаком со смежными искусствами — живописью, театром, литературой. Все это обогащает и помогает работать. Поэтому не прекращая я черпаю знания. И времени ни на что больше не остается. -У вас плотный гастрольный график. Как находите время для семьи? - Да, это заслуживает отдельного рассказа… (Маэстро рассмеялся) У нас специальный календарь дома есть. Он весь в пометках. Я зачеркиваю даты своего отсутствия по дням, а супруга своего. Дело в том, что она работает в фармакологии и довольно часто уезжает на различные конференции по всему миру. Я зачеркнул, она зачеркнула... Смотрим – что осталось…Отмечаем эти даты и стараемся их никакими делами не занимать. Но сегодня к счастью авиаперелеты позволяют мобильно перемещаться и порой ты просто срываешься и летишь на день домой. Но в такой жизни есть и свои плюсы. Редко видишься – теплее отношения. - Одним словом, просто не успевает созреть конфликт? - Да, именно так. Мы всегда живем дружно. За редким исключением можем спорить. Я, если мне захочется ее немного позлить, могу начать, например, настаивать на том, что Шопен – француз, а не поляк. А она у меня полька и ее национальный дух тут же просыпается, она доказывает мне польские корни Шопена. (Прим. автора – У Шопена мать полька, а отец - француз по национальности) - Я поняла, супруга ваша любит Фредерика. А какой у вас любимый композитор? - Мне нравится творчество многих, но глыба, основа основ – это Иоганн Себастьян Бах. Он универсален и всеобъемлющ. Бах следовал заветам Мартина Лютера, прославляющего музыку как "бесценное, врачующее, радостное Божье творение", как "дар Господний". В библиотеке Баха находилось несколько изданий полного собрания сочинений Лютера с 5 тысячами хоралов. Библия на двух языках - немецком и латинском - была его настольной книгой. Закономерно, что хорал стал неотъемлемой составной частью музыкального языка Баха. Хоралы тогда входили в духовный мир человека как элемент мироощущения. - Вы являетесь председателем Моцартовского общества, направленного на пропаганду классической музыки. Скажите, так как все –таки достучаться до сердец людей и привить вкус к этой музыке? - Я вам так отвечу. Очень многие люди думают, что им это не интересно, но они меняют свое мнение после посещения концерта. Если вы попробуете привить любовь к классической музыке, давая слушать, например, ребенку просто музыкальный диск с классическими произведениями – вы не добьетесь результата. Надо приходить с ребенком в зал и смотреть концерт, важно не слушать, а видеть действо вживую. Это сработает! - Скажите, кто привел вас в мир классической музыки? - Правильно будет сказать, что отец. Он был скрипач. Поэтому я впитывал её с младых лет и впоследствии нашел себя в этой музыке. Когда я стал относиться к музыке заинтересованно, меня увлекли возможности оркестра: огромная амплитуда звучания, бесконечное разнообразие красок, передача самых тонких оттенков. Меня интриговал этот необыкновенный инструмент, чьи особенности я чувствовал… - Не могу не поинтересоваться у вас - насколько хорош на ваш взгляд коллектив камерного оркестра Брестской филармонии под руководством Вячеслава Прилепина? Сегодня была репетиция, а завтра вам предстоит дать с ними концерт. - Вячеслава я знаю ещё со времен его учебы в консерватории в Минске. Мы всегда поддерживали с ним связь. И когда от него поступило предложение о сотрудничестве, я с благодарностью его принял. Это ведь опыт интересный как для меня, так, надеюсь, и для вашего оркестра. Оркестр – это всегда команда. Прилепин в своей команде настоящий лидер, он ведет за собой музыкантов, и он дает музыке трактовку свою, яркую, индивидуальную. Я вижу, что оркестр заражается его волей, и в результате игра всей команды складывается. Его оркестр активно и осознанно включается и в мое эмоциональное состояние, когда я ими руковожу. Это отличное умение. Они профессионалы. - Концертная площадка какой страны следующая в вашем графике? - Сейчас начнется летний фестиваль в Германии, затем будет Бельгия. Это из ближайшего, что ждет. Кстати, в этом сентябре с камерным оркестром Брестской филармонии я сыграю уже на немецкой земле. Так что до скорой встречи! Светлана Вертинская (автор статьи благодарит переводчика Романа Рубца) +6 Поделиться