Новости

» » » Георг Майс дал концерт с камерным оркестром Брестской областной филармонии. Интервью с маэстро

Георг Майс дал концерт с камерным оркестром Брестской областной филармонии. Интервью с маэстро

Немецкий дирижер Георг Майс дал концерт с камерным оркестром Брестской областной филармонии.

Этому музыкальному событию способствовали сразу две исторические даты, которым он был приурочен. Так, 2017 год ознаменован 25-летием восстановления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия. Стоит отметить, что исполнилось 25 лет именно восстановлению отношений. Впервые они  были установлены в 1922 году, но утратили свою юридическую силу после образования СССР.
И вторая дата – это празднование 500-летия Реформации. В 1517 году Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов на ворота Замковой церкви в немецком Виттенберге. И это событие привело весь мир в движение. Эпохальные изменения, произведённые этим действием, распространились на все континенты. Сегодня мы хорошо видим, как деятельность реформаторов глубоко и необратимо меняла мир…

Господин Майс любезно согласился дать интервью для Brestnote в перерыве между репетициями концерта.

- Скажите, который раз вы в Беларуси и в Бресте?

- Думаю, что 20-ый, а в Бресте точно 5-ый. Впервые в вашу страну попал в 1995 году на конференцию в академию музыки в Минск. Остался доволен визитом, сложившимися отношениями и завязалось тесное сотрудничеством с белорусскими музыкантам. На мой взгляд немцы и белорусы близки по своему менталитету, поэтому работается вместе нам легко. Музыка ведь объединяет всех, ей не препятствуют границы. А ещё мне интересна традиционная белорусская культура. Она понятна мне.

Строгий маэстро вдруг расплылся в улыбке и, погладив живот, произнес:

- Мы схожи даже в том, что любим натуральную, здоровую пищу. У вас качественные продукты. Как я сегодня чудесно завтракал, не мог сдержать аппетит – все было вкусно! Так и поправиться не долго!

- Смею предположить, что работой вы поглощены полностью. На что ещё остается время? Возможно у вас есть какое-нибудь хобби?

- Знаете, я люблю путешествовать, но езжу только в те страны и города, где у меня есть друзья, так, чтобы всегда состоялись встречи с интересными мне людьми. По этой самой причине я частый гость в Беларуси. А вообще профессия обязывает обладать полным и всеобъемлющим знанием музыки. Кроме того, дирижер не может пройти мимо глубокого изучения истории, философии, эстетики. Я должен быть хорошо знаком со смежными искусствами — живописью, театром, литературой. Все это обогащает и помогает работать. Поэтому не прекращая я черпаю знания. И времени ни на что больше не остается.

 -У вас плотный гастрольный график. Как находите время для семьи?

- Да, это заслуживает отдельного рассказа… (Маэстро рассмеялся) У нас специальный календарь дома есть. Он весь в пометках. Я зачеркиваю даты своего отсутствия по дням, а супруга своего. Дело в том, что она работает в фармакологии и довольно часто уезжает на различные конференции по всему миру. Я зачеркнул, она зачеркнула... Смотрим – что осталось…Отмечаем эти даты и стараемся их никакими делами не занимать. Но сегодня к счастью авиаперелеты позволяют мобильно перемещаться и порой ты просто срываешься и летишь на день домой. Но в такой жизни есть и свои плюсы. Редко видишься – теплее отношения.

- Одним словом, просто не успевает созреть конфликт?

- Да, именно так. Мы всегда живем дружно. За редким исключением можем спорить. Я, если мне захочется ее немного позлить, могу начать, например, настаивать на том, что Шопен – француз, а не поляк. А она у меня полька и ее национальный дух тут же просыпается, она доказывает мне польские корни Шопена. (Прим. автора – У Шопена мать полька, а отец - француз по национальности)   

- Я поняла, супруга ваша любит Фредерика. А какой у вас любимый композитор? 
- Мне нравится творчество многих, но глыба, основа основ – это Иоганн Себастьян Бах. Он универсален и всеобъемлющ. Бах следовал заветам Мартина Лютера, прославляющего музыку как "бесценное, врачующее, радостное Божье творение", как "дар Господний". В библиотеке Баха находилось несколько изданий полного собрания сочинений Лютера с 5 тысячами хоралов. Библия на двух языках - немецком и латинском - была его настольной книгой. Закономерно, что хорал стал неотъемлемой составной частью музыкального языка Баха. Хоралы тогда входили в духовный мир человека как элемент мироощущения.

- Вы являетесь председателем Моцартовского общества, направленного на пропаганду классической музыки. Скажите, так как все –таки достучаться до сердец людей и привить вкус к этой музыке?

- Я вам так отвечу. Очень многие люди думают, что им это не интересно, но они меняют свое мнение после посещения концерта. Если вы попробуете привить любовь к классической музыке, давая слушать, например, ребенку просто музыкальный диск с классическими произведениями – вы не добьетесь результата.  Надо приходить с ребенком в зал и смотреть концерт, важно не слушать, а видеть действо вживую. Это сработает!

 - Скажите, кто привел вас в мир классической музыки?

- Правильно будет сказать, что отец. Он был скрипач. Поэтому я впитывал её с младых лет и впоследствии нашел себя в этой музыке. Когда я стал относиться к музыке заинтересованно, меня увлекли возможности оркестра: огромная амплитуда звучания, бесконечное разнообразие красок, передача самых тонких оттенков. Меня интриговал этот необыкновенный инструмент, чьи особенности я чувствовал…

- Не могу не поинтересоваться у вас - насколько хорош на ваш взгляд коллектив камерного оркестра Брестской филармонии под руководством Вячеслава Прилепина? Сегодня была репетиция, а завтра вам предстоит дать с ними концерт.

-  Вячеслава я знаю ещё со времен его учебы в консерватории в Минске. Мы всегда поддерживали с ним связь. И когда от него поступило предложение о сотрудничестве, я с благодарностью его принял. Это ведь опыт интересный как для меня, так, надеюсь, и для вашего оркестра. Оркестр – это всегда команда. Прилепин в своей команде настоящий лидер, он ведет за собой музыкантов, и он дает музыке трактовку свою, яркую, индивидуальную. Я вижу, что оркестр заражается его волей, и в результате игра всей команды складывается. Его оркестр активно и осознанно включается и в мое эмоциональное состояние, когда я ими руковожу. Это отличное умение. Они профессионалы.

 - Концертная площадка какой страны следующая в вашем графике?

- Сейчас начнется летний фестиваль в Германии, затем будет Бельгия. Это из ближайшего, что ждет. Кстати, в этом сентябре с камерным оркестром Брестской филармонии я сыграю уже на немецкой земле. Так что до скорой встречи!

 

 Светлана Вертинская   (автор статьи благодарит переводчика Романа Рубца)


+6
 

Это тоже интересно

Фестиваль «Мы вместе» прошел в ЦМТ Бреста 

Фестиваль «Мы вместе» прошел в ЦМТ Бреста 

Финальный гала- концерт лауреатов фестиваля порадовал зрителей целым букетом ярких, красочных и разнообразных номеров. Зрители не жалели аплодисментов юным талантам, которые надолго оставили свой след в памяти. …