Новости

» » » От свечки до лазера. История автомобильных фар

От свечки до лазера. История автомобильных фар

Менялись автомобили — менялись и они. За более чем столетнюю историю фары научились не только смотреть за угол и не слепить участников встречного потока, но стали экономичнее и безопаснее. Основные этапы развития головной светотехники — в нашем историческом экскурсе.

Ацетиленовые фары

От свечки до лазера . Фото 0
Первые лампы на автомобилях представляли собой обычные «керосинки», да и назвать их фарами не совсем правильно – скорее, это были габариты, так как светили они крайне тускло. Революция произошла в середине 1880-х, когда на паровозах начали использовать ацетиленовые прожекторы. Знаменитый авиаконструктор Луи Блерио предложил устанавливать подобные осветительные устройства и на автомобили.

Работали ацетиленовые светильники так: в небольшой бачок на подножке (который хорошо виден на этом фото Renault Type Y-A) засыпался карбид кальция и заливалась вода. Поворотом вентиля на бачке ацетилен поставлялся по шлангам к нитям в фарах, которые водитель поджигал обычными спичками. Это решение было эффективнее керосина, но все еще маломощным, а главное – непрактичным.

Электрические фары

От свечки до лазера . Фото 2
Первую электрическую фару для автомобилей в 1898 году создала фирма Electric Vehicle Company из Хартфорда (штат Коннектикут), выпускавшая электромобили. Но решение оказалось не слишком популярным даже на машинах этой марки (на фото), не говоря о сторонних производителях. Нити накаливания в фарах слишком быстро перегорали, особенно когда на улице царила непогода.

Лишь в 1912 году компания Cadillac, которая в то время часто баловала инновационными решениями, представила свои электрические фары, которые входили в электросистему Delco. Прочные нити накаливания и продуманные отражатели позволили наконец-то сделать автомобильную светотехнику эффективной – она хорошо работала даже и в холода, и в дождь. В 1915 году, стараниями Guide Lamp Company, появились лампы ближнего света (первые фары светили слишком ярко). Переключение между ближним и дальним светом осуществлялось с помощью напольной кнопки.

Поворотный механизм

От свечки до лазера . Фото 4
История у этого решения довольно длинная. Впервые поворотный механизм фары появился на Tatra T77a в 1935 году, у которой двигалась единственная фара-прожектор по центру автомобиля. В США пионером этого решения в 1948 году стал Tucker Torpedo Sedan с похожей схемой размещения светотехники (на фото), а относительную массовость поворотный механизм получил с появлением Citroen DS в 1964 году. Причем, в случае с французом, речь шла не об одиноком прожекторе по центру.

Позабытую идею начали возрождать в 80-90-е годы, но механическая схема поворота фар вслед за рулем оказалась слишком медленной, поэтому поворотный механизм со временем уступил место дополнительным лампам в основном блоке, которые зажигались по мене необходимости. Еще более дешевое решение – противотуманные фары, которые подсвечивали повороты. Сейчас лампы, «заглядывающие за угол», встречаются почти на всех современных автомобилях.

Асимметричный свет

От свечки до лазера . Фото 6
Вторая мировая война сказалась на темпах развития автомобильной промышленности, поэтому серьезные перемены в вопросе светотехники случились уже позднее, в 50-х. Французская компания Cibie, чьи противотуманки были очень популярны даже СССР, представила фары с асимметричным пучком света, смещенным в сторону обочины. Таким образом решалась главная проблема – ослепление водителей встречных машин. С 1957 года асимметричный свет стал нормативно закреплен в Европе при производстве новых автомобилей.

Некруглые фары

От свечки до лазера . Фото 7
Первые фары некруглой формы были еще в довоенной Америке, на автомобилях Plymouth, но за прямоугольным рассеивателем все равно стоял круглый отражатель. Ну а полноценная прямоугольная фара появилась в начале 60-х, и в числе первых, кто ее применил, стали французы из Citroen, что вы и можете наблюдать на модели Ami 1961 года.

Галогенные фары

От свечки до лазера . Фото 8
Важный шаг, отголоски которого встречаются на автомобилях был до сих пор, был сделан в 1962 году – компания Hella представила в мире галогенные фары. Нить лампы, помещенная в колбу, находилась в среде галогенидов, которые предотвращали быстрое испарение вольфрама. В итоге удалось не только увеличить продолжительность жизни фар, но и уменьшить теплоотдачу и габариты. Однако век ламп накаливания неизбежно близился к своему завершению.

Ксеноновые фары

От свечки до лазера . Фото 9
Первый гвоздь в крышку гроба галогенок забила все та же компания Hella, которая в 1991 году предоставила газоразрядные (ксеноновые) фары для BMW 750iL . В традиционных ксеноновых фарах светится сам газ, который дает яркий белый свет, близкий к естественному дневному – такие лампы экономичнее и долговечнее галогенных. Впрочем, если и обычную колбу лампы накаливания тоже заполнить ксеноном, то все равно получим более эффективное свечение в сравнении с галогенами. Такой вариант популярен в качестве тюнинга, однако он требует обязательной настройки и адаптации отражателя.

Светодиодные фары

От свечки до лазера . Фото 10
Тип фар, который сегодня стремительно набирает популярность. На автомобилях светодиоды стали появляться еще в начале 90-х. В основном как стоп-сигналы. В фары же они попали в 1993-м, однако особого успеха не снискали – технология была дорогостоящей и «сырой». Вторая волна популярности началась в начале 2000-х – пара светодиодов и оптоволоконные кольца создавали знаменитые «ангельские глазки», которые впервые появились на «пятерке» BMW в 2001 году.

Первым автомобилем, чьи фары были полностью светодиодными, стал гибридный флагман компании Lexus – LS600h (на фото). Автомобиль был представлен в мае 2007 года. В том же году, но уже осенью, была показана модель Audi R8, чьи фары тоже были полностью светодиодными. Позже появились так называемые матричные светодиодные фары (опять же, благодаря Audi), электронный блок управления которыми может включать и выключать секции в любой комбинации, подсвечивая обочины, не ослепляя встречных и так далее.

Лазерные фары

От свечки до лазера . Фото 12
Самая продвинутая технология – лазерные фары, которые только-только начали входить в нашу жизнь. В таких фарах источником света является не сам лазер – его луч лишь направляется на фосфорную полоску, отраженный свет от которой и выводится на дорогу через оптику.

Лазерные фары появились на рынке с 2014 года. За звание первого серийного автомобиля с лазерными фарами соревновались BMW i8 и Audi R8 LMX (предыдущее фото), но победу в этом негласном соревновании одержали баварцы. Сейчас самую современную светотехнику можно встретить и на «семерке» BMW.

Источник информации: motor.ru


0
 

Это тоже интересно

В Бресте и других городах Беларуси 14 октября обновлены температурные рекорды

В Бресте и других городах Беларуси 14 октября обновлены температурные рекорды

В Бресте воздух прогрелся до 24,3 градуса (24 градуса 14 октября 1993 года), в Гродно — до 22,8 (21,3 в 2019-м). Обновились экстремумы также в Пружанах — 24,9 (23,2 в 1993-м), Ивацевичах — 24,3 (23,5 в 1993-м), Высоком — 24 (23,2 в 1993-м), Барановичах — 23,7 (22,6 в 1993-м), Столбцах — 23,6 (23 в 2019-м), Волковыске — 23,4 (22,2 в 2019-м), Лиде — …