Новости

» » » Актриса и режиссер Жанна Герасимова: я люблю, когда сложно

Актриса и режиссер Жанна Герасимова: я люблю, когда сложно

На Международном театральном фестивале «Белая Вежа 2022» спектакль «Дурман, или Игра воображения» датско-российского театра «Диалог» признан одним из лучших и получил Диплом «За лучший актерский ансамбль».

Спектакль поставлен по мотивам пьесы оскароносного британца Питера Шеффера польским режиссёром Жанной Герасимовой. Она же является художником-постановщиком и отвечает за музыкальное оформление спектакля. И помимо прочего она же играет в нём одну из главных ролей вместе с Татьяной Дербеневой.

Смотрите также: МТФ «Белая Вежа 2022»: дурман воображения от датско-российского театра Dialog

 -- Этот спектакль мы сделали пять лет назад, я в нём только режиссировала, -- мы беседуем с Жанной за кулисами. -- И вот сейчас Татьяна сказала, что соскучилась по материалу, материал хороший, и предложила мне восстановить пьесу и, более того, сыграть в ней. Четыре репетиции, и мы привезли спектакль в Беларусь.

-- Актрисой, наверное, мечтали стать с детства?

-- Да, я мечтала быть актрисой, сколько себя помню.

-- Может, кто-то в семье был связан с театром?

-- Так напрямую нет. У меня мама закончила консерваторию, она была вокалисткой и инструменталисткой, играла на различных инструментах. А отец был акробатом, окончил институт физкультуры, мастер спорта. На войне его ранили, потому заниматься спортом он уже не мог, закончил микробиологию.

Но они с мамой всё равно делали какие-то совместные номера на эстраде, выступали. Они безумно любили сцену. А я в детстве мечтала быть артисткой. Меня отец очень поддерживал. Я закончила музыкальное училище, потом театральное и долгое время работала актрисой.

 -- Когда вы начинали актрисой, какие роли вам были близки?

-- Я начинала с театра абсурда.

-- Интересно.

-- Причём, это было в те времена, когда ещё не было такого направления в театре. Тогда были советские времена, не было понятия об абсурде. Какой-то мой однокурсник нашел книгу, когда по сцене ходят носороги, я прочитала о театре абсурда, и мне стало интересно. Правда, литературы о таком театре у нас не было, ничего не было. Камю, Сартр, голова в песке – что это такое?.. Я этим стала интересоваться. И, видимо, эта энергия меня привела в Москве, когда я уже приехала в Москву из Киева, в лапы Алексея Зайцева, и он меня взял на роль Семирамиды в пьесе «Стулья» Ионеско. Ничего не понимала сначала. Но опыт игры с Зайцевым, гениальным актёром, открыл для меня мир актёрского мастерства и театра абсурда.

-- Не каждый осилит театр абсурда...

-- Для меня театр абсурда – самый реалистичный в мире. Я понимаю всю его суть. Для меня это очень близко. Я вообще люблю роли сложные, неоднозначные, со сменой характера, энергией.

 -- И как восприняли премьеру абсурда в СССР?

-- Нас тогда арестовали, мы ведь играли нелегально, конечно, потому что подобные спектакли были запрещены. Над нами висели 5 лет тюрьмы. Многие артисты писали письма в инстанции в нашу защиту, но спасло нас не это. Спасла нас перестройка. Пришёл Горбачёв, и оказалось, что в нашем деле нет состава преступления, хотя до этого нас 8 месяцев терзали. В общем, нас без «извините» выгнали из театра, но зато мы остались на свободе... А затем нас взяли с этим спектаклем в театр Станиславского, и мы были первыми, кто в Советском Союзе играл театр абсурда, и первыми, кто вышел на сцену официально играть Ионеско. И об этом сделали фильм, и этот спектакль вошёл в историю развития театра.

Потом в театре Станиславского я играла разные роли, более простые, 16 лет служила в театре Станиславского. Но мне этого не хватало – всё время хотелось чего-то большего. И я постоянно искала какой-то материал, что-то глубокое, необычное, поразительное... Я люблю, когда сложно.

-- А как стали режиссёром?

-- Вышла замуж за поляка, уехала в Польшу. Там работала в театре «Полония» актрисой, и там же была моя первая режиссёрская работа – «Райские яблоки», спектакль посвящён Высоцкому. С ним мы взяли Гран-при на фестивале в Ялте. Лет пять этот спектакль шёл в Польше на аншлаге. Потом я сделала в театре «Рампа» Тургенева... У меня получалось, многие постановки занимали призовые места на различных фестивалях... Сейчас, к сожалению, в Польше запретили подобные спектакли, сказали «никаких Тургеневых, Чеховых, Достоевских...».

Недавно привезли «Ласточку» в театр Вахтангова, там спектакль отметили, сказали, что он уникальный. Нам собирались устроить гастроли по всей России, но началась эта вся чертовщина, и всё повисло.

 -- Как удалось приехать на  «Белую Вежу»?

-- Через все невзгоды мы приехали на «Белую Вежу». Это было очень трудно. Но мы решили. Потому что, если не будем ничего делать, просто сидеть, сложа руки и пережидать, а время идёт, мы не молодеем, и наши спектакли разваливаются. Надо играть. Вот и после «Белой Вежи» собираемся в Ригу на фестиваль со спектаклем «Дурман, или игра воображения», не знаю, правда, как это будет, но сидеть на месте мы не намерены.

А в Брест на «Белую Вежу» ехали с приключениями. И самолёт опоздал, и на автобус мы опоздали. Но когда приехали на фестиваль, поняли, что это счастье.

-- Жанна, у  Вас есть дети?

-- У меня есть муж в Польше, у него двое сыновей, которые стали и моими тоже.

-- Они не актёры?

-- Нет. Один художник, закончил Академию художеств. А другой – звукорежиссёр, он работает со мной, у него абсолютный слух, он совершенно роскошный, и я его очень ценю. У меня есть очень сложный спектакль «Тургенев», там такой вокал, такая музыка, что нужен очень хороший звукорежиссёр, а не просто фонограмму поставить. Там ужасно много нюансов, и он всё делает потрясающе. Так что я обожаю этих мальчиков, они просто роскошные.

Напоследок Жанна пообещала, если всё «срастётся», то на следующую «Белую Вежу» она обязательно привезёт того самого «Тургенева». Удачи!

Наташа ПАРМОН (фото и видео автора со спектакля)

 Кое-что о Жанне Герасимовой

Художественный руководитель Театра на Праге, президент фонда «Открытый занавес».

Актриса, режиссер, художник, певица, переводчик, выпускница театрального вуза в Киеве, с 2000 года живет в Польше. Он является членом IFA (Международная федерация художников), ZLP (Союз польских писателей), ZAIKS и ZASP.

Многолетняя актриса знаменитого Московского театра имени Станиславского, где сыграла свою прорывную роль в драме Эжена Ионеско «Стулья» вместе с блестящим актером Театра на Таганке Александром Зайцевым. Спектакль вошел в историю отечественного театра и был признан западными критиками лучшей постановкой этого спектакля в мире.

Как певица, она выступает соло и с группой. В Польше она дебютировала на сцене знаменитой Piwnica pod Baranami в Кракове». Выступала в театрах: Театр Атенеум, Театр Малый, Театр Рампа, Стара Проховня, Арт-центр, Театр-студия, Варшавский культурный центр, Натолинский культурный центр, Культурный центр Охота.

Жанна Герасимова – промоутер и автор экранизации русской литературы и постановщик многих спектаклей в варшавских театрах.

Снялась во многих художественных фильмах, в т.ч. : "Польская Сибиряда"; «Несколько человек, мало времени»; «В тени крысы, в глазах птицы», «Варшава – взгляд с востока» и др.

Основатель и президент Otwarta Curtain Foundation, соучредитель и художественный руководитель Театра на Праге. 


-1
 

Это тоже интересно

Белорусских педофилов хотят кастрировать

Белорусских педофилов хотят кастрировать

Если же говорить о гуманности уколов, то тут также можно поспорить. У химической кастрации есть масса негативных последствий: снижение памяти, депрессия, общая вялость, у человека увеличивается риск смерти от инфаркта и инсульта, такие мужчины чаще страдают сахарным диабетом и камнями в почках. Поэтому едва ли такой способ по отношению к педофилам …