Новости

» » » О шедеврах не спорят. «Пачупки» Евгения Корняга на МТФ «Белая Вежа 2022»

О шедеврах не спорят. «Пачупки» Евгения Корняга на МТФ «Белая Вежа 2022»

О шедеврах не спорят. Их можно понимать или не понимать. Они могут нравиться или не нравиться. Но бесспорно одно – такого никто ещё не делал и вряд ли в ближайшее время сотворит. Диплом «За лучший музыкально-пластический спектакль» на МТФ «Белая Вежа 2022» получили «Пачупки».

 Смотрите, какие ещё спектакли увидел Брест на "Белой Веже 2022":

МТФ «Белая Вежа 2022»: неженское лицо войны от Гомельского молодежного театра

МТФ «Белая Вежа 2022»: гламур и лямур с камелиями от Смоленского драматического театра

МТФ «Белая Вежа 2022»: «Дни Турбиных» Булгакова от Нижегородского театра

МТФ «Белая Вежа 2022»: Татьяна Дербенёва о любви к Чехову и театру

МТФ «Белая Вежа 2022»: дурман воображения от датско-российского театра Dialog

МТФ «Белая Вежа 2022»: многоликий оркестр Фатимы Режаметовой

МТФ "Белая Вежа 2022": "Буйволица" Нарине Григорян

В Бресте открылся театральный фестиваль "Белая Вежа". В 26-й раз

 На  XXVI Международном театральном фестивале «Белая Вежа 2022» спектакль «Пачупки» Республиканского театра белорусской драматургии (Минск, Беларусь) от режиссёра Евгения Корняга ждали все с нетерпением. На прошлой «Белой Веже» его постановка «Шлюб з ветрам» («Брак с ветром») была отмечена как лучший спектакль театрального форума. К слову, она также получила приз прессы им. Леонида Попова на XXXI Международном фестивале «Балтийский дом».

 Пожалуй, это был самый обсуждаемый спектакль среди критиков, театралов и обычных зрителей пока... не появилось продолжение цикла – «Пачупки».

В отличие от первого – «Шлюба», где визуальное восприятие превалирует над другими, здесь предпочтение отдаётся звуковому. Практически в темноте, где почти ничего не видно, на протяжении 1 часа 40 минут звучат песни белорусского фольклора в современной обработке Катерины Аверковой. Их 18.

 ...Мы все вышли из темноты на свет. Мы все были зачаты во вселенной далеко до зачатия физического. Всё тайное, сотворённое в темноте, становится явным. Маленькое семя, брошенное в землю, прорастает и превращается в большое дерево...

«Пачупки» – это спектакль-размышление о рождении ребёнка. В нём звук является основным выразительным средством – он будит воспоминания и строит воображение зрителя.

И да, «пачупкi», если кто не знает белорусского -- это привязанная к ноге верёвка, качающая колыбель.

 -- Этот спектакль, по сравнению, со «Шлюбам з ветрам» более музыкальный, актёры больше научились петь. Надеюсь в третьем мы запоем ещё лучше. И здесь мы делаем с Аверковой акцент именно на голосе, на пении, -- поделился с прессой Евгений Корняг, который впервые лично приехал на «Белую Вежу». -- Всего в цикле три части. Первая «Свадьба», вторая «Рождение ребёнка», третья – «Смерть», но она не настолько печальна, будем искать в ней светлые стороны.

 Режиссёр рассказал, что не сразу понял, что это будет трилогия:

«Это случилось потом, когда директор Республиканского театра белорусской драматургии потребовал от меня следующего названия. И именно тогда я начал искать, что буду делать. И понял, что тема народной песни мне безумно понравилась. Белорусское наследие, как и русское наследие, -- это то, через что можно разговаривать и быть актуальным. И не обязательно для этого надевать вышиванку, лапти и петь под гармошку. Можно всё это обработать при помощи современных технологий и нести в массы как культурный код. Мне захотелось показать, что белорусская культура намного шире, чем просто мужик, который пашет в поле».

«Песни, которые были в «Шлюбе» были собраны по деревням, они аутентичные, в аранжировке Аверковой. Я думаю, белорусская народная песня должна быть прочтена по-современному. Иначе её надо отправлять в музей, потому что театр это не музей. Театр это рефлексия на современный мир, на то, что происходит сейчас. И, естественно, зрителю будет ближе то, что он узнаёт. Наши предки пели, когда они работали, и поэтому много слов не понятно, как они пропеваются, потому что так построена песня, -- она была не для понимания, она была для поддержания себя во время работы, тяжёлой работы, нудной работы. И из-за этого родились спектакли, когда я услышал, что может делать Катя Аверкова».

 Так о чём же спектакль?

«Переводить или объяснять спектакль – бессмысленно, он теряет тогда глубину. Я всё сказал на сцене, -- говорит Евгений Корняг. -- Каждый увидит что-то своё. Потому что когда мужчине рассказываешь про роды – это одно, когда девочке – это другое, а когда женщине, которая рожала, -- это третье. Здесь каждый отталкивается от личного опыта... И тут кто знает эти обряды, кто не знает. Кто знает, тот увидит. Кто не знает, будет придумывать своё. Нет такого, чтобы все поняли одно».

Как поделился режиссёр, спектакль во многом построен на его впечатлениях из детства, которое он проводил в деревне.

 Потому, кроме обрядовых песен, в нём можно услышать (и увидеть, если присмотреться) шуршание древесного угля, скрип деревянных качалок, звон колоколов, плеск воды при купании, шелест страниц падающих с полки книг и многое другое.

А ещё испытать целую гамму эмоций, которые живут внутри – у кого-то очень глубоко, у других – практически на поверхности. И не обязательно они будут положительные.

«От каких эмоций вы хотите избавиться в своей жизни? Любая мысль – это раздражение. Изначально поступает раздражение, и наше действие изначально – раздражать, а потом наступает весь спектр чувств, который находится в человеке. Без хорошего ты не увидишь плохого, а без плохого – хорошего», -- считает Корняг.

 Спектакль «Пачупки», безусловно, психоделический, высвобождающий подсознание. От этого неуютно – ведь в каждом шкафу есть свои скелеты.

Спектакль «Пачупки», безусловно, ассоциативный. Его невозможно трактовать однозначно – ведь у каждого свой жизненный опыт, а потому только свои ассоциации.

Спектакль «Пачупки», безусловно, потомственный. Этот культурный пласт, поднятый из обрядовых песен и переработанный для восприятия современного, останется бесценным наследием для поколений.

Спектакль «Пачупки», безусловно, шедевр. Ведь такого ещё никто не ставил и вряд ли в ближайшее время сотворит. Хотя... В следующем году как раз на Дзяды в ноябре должна выйти последняя часть трилогии Корняга "Смерть". Ждём.

 Бродила в темноте по своему подсознанию Наташа ПАРМОН (фото и видео автора)

 

 

 Кое-что о режиссёре:

Евгений Корняг родился 29 августа 1983 г. в Минске.

В школе, где он учился, была театральная студия. А потом руководство решило сделать специализированные театральные классы, и Евгений попал в 8-й класс, где до 14 часов были общеобразовательные предметы, а после -- занятия по сценической речи, актёрскому мастерству, танцу и вокалу.

В 2001 г. поступил в Белорусскую государственную академию искусств на специальность «Актёр театра кукол».

После окончания вуза отработал два года в театре кукол в качестве актёра, «понимая, что это абсолютно не моя профессия, потому что к театру кукол именно как режиссёр я пришел намного позже».


0
 

Это тоже интересно

Сотрудники ГАИ спасли женщину, которая бросалась под машины

Сотрудники ГАИ спасли женщину, которая бросалась под машины

Прибывшим нарядом ОГАИ на поле, вблизи автодороги была обнаружена жительница г.Белыничи, 1984 года рождения, которая вела себя неадекватно, пыталась выбежать на скоростную автодорогу, на замечания не реагировала, продолжала своим поведением создавать небезопасные условия для проезжающих мимо водителей транспортных средств. Данные действия были …