Новости

» » » Робот или человек? Пьесу «Заходит Андроид в бар» поставил брестский режиссер Денис Федоров

Робот или человек? Пьесу «Заходит Андроид в бар» поставил брестский режиссер Денис Федоров

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе» -- крылатая фраза из «Карнавальной ночи» с 1956 года будоражит умы человечества. И если 60 с лишним лет тому назад наука была «еще пока не в курсе дела», то сейчас некоторые уверены, что «жизнь будет».

Технологии в современном мире развиваются с невероятной скоростью. 20 лет назад для нас в новинку был кнопочный мобильный телефон, а теперь смартфоном запросто управляет ребенок. 10 лет назад в космос летали только подготовленные специалисты, а сейчас космический туризм доступен владельцам тяжелых кошельков.

 Потому вполне возможно предположить (мечтать же не вредно), что через лет «-надцать» или «-десят» человек разобьет колонии на других планетах, и найдется немало желающих там поработать и пожить. К тому же запросто можно себе в помощники заказать робота, созданного по образу человека, использовать его как рабсилу, как собеседника и даже как любовника.

 Именно в таких марсианских реалиях развивается действие пьесы Даниила Чекрыгина «Заходит Андроид в бар».

Героиня спектакля Эллен живет и работает на Марсе уже два года. Космический минимализм предполагает отсутствие всяких безделушек, так греющих сердца землян, зато пытается упростить «бытовуху» технологиями.

 Один только 3D принтер чего стоит! На нем можно распечатать себе утреннюю чашку кофе, уютную пижаму и даже... робота-человека. А все отходы жизнедеятельности, типа грязной чашки или устаревшей модели робота-человека можно пустить в переработку. Универсальный принтер! Недостижимая мечта любой земной домохозяйки!

 Но оказывается, в стерильных условиях Марса так много проблем!.. Одиночество – сложно, но отношения – не легче. Заработать на благополучную жизнь – непросто, но жить так, как тебе хочется, -- еще труднее.

Тебе для удобства создают искусственную гравитацию, но не могут отключить рекламу (а может, не хотят?), которая транслируется прямо в мозг.

Ты только успела привыкнуть и полюбить Андроида, как его модель устарела и постоянно зависает.

 В общем, технологии новые, а проблемы стары, как само человечество. Потому как человеку свойственно сначала проблему создать, а после из нее выкарабкиваться всевозможными способами. Что поделаешь – так он развивается...

Надо сказать, что пьеса Чекрыгина сложная – в полтора часа никак не вместить детальное описание жизни на Марсе. Да и сама жизнь в колонии, по изображению драматурга, однообразна и рутинна. Она тоже частенько «зависает», образуя пустоту.

Чтобы получился интересный спектакль, нужно и мастерство, и воображение, и много всего прочего, что заставляет зрителя неотрывно смотреть на сцену. Так что режиссер брестского театра Денис Федоров явно рисковал, взявшись за такой эксперимент. К тому же он выступил и как художник по костюмам, и как автор звукового оформления.

 -- Это сложный материал и тематика, -- признался Федоров журналистам после генерального прогона. – Но это и интересно. Пьеса новая, первое представление состоялось в 2021 году на фестивале молодой драматургии «Любимовка».  Пьеса ни разу в Беларуси не ставилась. И такой тематики у нас я не встречал, чтобы театр занимался фантастикой, каким-то будущим. Мы привыкли, что в театрах ставят классические произведения о том, что было в прошлом, или пьесы современные, что нам близко и понятно.

-- Так кто же победит в конечном итоге: роботы или люди?

-- Я думаю, человек должен победить как человек. Технологическое развитие насколько во благо человеку, настолько не решает его проблем. И роботы, якобы нам помогают, но они могут человека погубить. Если человек не решит свои психологические вопросы, это может привести к коллапсу... И тема одиночества... Человек на Земле был одинок, он прилетел на Марс, и там тоже одинок. Куда бы мы ни улетели, наши проблемы остаются с нами. Человеку надо разобраться с собой. Прежде всего, решить свои вопросы, со своим прошлым, со своими близкими. Тогда, возможно, он найдет какую-то гармонию...

(текст дополняется)

Режиссера Дениса Федорова в театре можно смело назвать новатором. Он всегда ищет неординарные решения для воплощения своих постановок. Зрители могли оценить его спектакль «Сережа очень тупой» в манере «роуд-муви», интерактивную «Дюймовочку» с японскими гэта, Вавилон XXI века -- cпектакль-сон «Тихий шорох уходящих шагов, моноспектакль на троих «День Б» и другие работы.

Интересное решение он выбрал и для «Андроида». Так что поклонникам Мельпомены стоит поспешить запастись билетами на премьеру – спектакль идет на малой сцене и количество мест ограничено. Премьерные показы  в этом месяце состоятся 15 и 21 апреля.

Как сказала специально прибывшая в Брест на генеральный прогон постановки специалист из Минкультуры Елизавета Гренкевич, «каждый спектакль успешен настолько, насколько зритель его готов принять».

-- Всегда приятно быть на премьере, одним из первых увидеть продукт, который создали режиссер, постановщики и актеры. Надеюсь, спектакль будет иметь успех, -- поделилась специалист после просмотра. -- Это необычное решение режиссера. Тематика, сюжет пьесы перекликается с современностью и ставит перед зрителем множество вопросов. Потому над постановкой хочется думать и посмотреть ее не один раз.

Между прочим, автор пьесы Даниил Чекрыгин признался, что хотел бы написать вторую часть этой истории -- о том, как андроиды остались вдвоём и завели ребёнка.  Так что, возможно, и на брестской сцене будет продолжение...

За кулисами

На опустевшей сцене после генерального прогона остался тот самый 3Д-принтер, на котором «печали» и кофе, и андроида. Журналистское любопытство (это не порок, а профессиональная обязанность!) заставило заглянуть внутрь.

Но все равно осталось секретом, как это все могло уместиться в нише, в которой не наблюдалось никакого подземного лаза. Мистика!

Мы даже попробовали «раскрутить» на секрет исполнительницу главной роли Аллу Омесь. Но актеры умеют завуалировать ответ так, чтобы стало еще непонятнее, а потому еще более интереснее.

 -- Как вы там в этом принтере  вы все умещались? Мы там пытались после спектакля его осмотреть, но так и не поняли устройства.

-- Если поставлена задача режиссера, то ее нужно выполнить, -- сказала она.

 -- А что было самым сложным в постановке? – мы решили перейти на традиционные вопросы «за кулисами».

-- Пожалуй, это короткий репетиционный процесс. Он проходил где-то месяц и был очень эффективным. Роль сложная. Надо было проникнуть в психологию роботов, понять, что обозначает колонизация Марса. И к тому же эта пьеса -- достаточно юморная...

-- А нам показалось, что, наоборот, пьеса очень серьезная.

-- Да, серьезная. Но в зале звучал смех, и нам нужно было не вестись на это и держать уровень.

-- У вас роль такой сильной, волевой, прямо некрасовской женщины, которая и «коня на скаку остановит», и принимет решение за всех роботов...

-- Да, хотя в жизни я совсем другая – можно сказать, наоборот.

-- Значит, вам было гораздо сложнее вживаться в этот образ... Мы видим, что ненормативную лексику, которая есть в пьесе, заменили, хотя в российских театрах ее озвучивают.

-- Мы решили, что для нашего зрителя лучше ненормативную лексику заменить.

-- Как работалось с партнерами?

-- Прекрасные партнеры, талантливейшие ребята.

-- Поддавались дрессировке?

-- И они поддавались, и я поддавалась.

Эх, хотела бы себе такой 3Д-принтер Наташа ПАРМОН (фото и видео автора)

Антиутопия «Заходит Андроид в бар» Даниил Чекрыгин

Постановщики:

Режиссёр-постановщик, художник по костюмам, автор музыкального оформления: Денис ФЁДОРОВ

Художник-постановщик: Николай ПОЛТОРАКА

Видеография: Татьяна ЕРМИЛОВА

В ролях (два актерских состава): Алла ОМЕСЬ, Татьяна СТРОК, Вячеслав ЦЫЦКОВСКИЙ, Сергей КОНДРАТЮК, Дмитрий БОТЮК, Иван КОРОЛЬ, Анна СТАСЮК, Екатерина СИРОТКО

Премьера — апрель 2022.

Цена билетов: 14.00 руб.

 


-1
 

Это тоже интересно

Белорусский Илон Маск

Белорусский Илон Маск

Как все началось? В Бресте есть онлайн-каталог, где горожане могут найти информацию о бизнесе – фото, контакты, отзывы и так далее. И мы подумали, что эту информацию можно было бы подать более интересно. И решили установить по городу IP-камеры – возле тех объектов, которые дали на это согласие. …