Новости

» » » Советник Тихановской рассказал о шести сценариях развития ситуации в Беларуси

Советник Тихановской рассказал о шести сценариях развития ситуации в Беларуси

3 декабря, Светлана Тихановская заявила о готовности возглавить Беларусь в переходный период. Советник Светланы Тихановской Александр Добровольский представил возможные сценарии развития ситуации в Беларуси и участие в них самой Тихановской. Такие заявления появились на сайте Тихановской.

"Нынешняя ситуация политического кризиса не устраивает ни удерживающих власть, ни протестующих. Общий интерес выйти из политического кризиса мог бы способствовать началу переговоров о проведении новых выборов, но пока этого не происходит. Светлана Тихановская с самого начала предложила переговоры и инициировала для этого создание Координационного совета. Александр Лукашенко на переговоры с Координационным советом идти не хочет и преследует его членов. Как альтернативу переговорам Лукашенко предлагает проведение конституционной реформы в неопределенные сроки, проект изменения Конституции также не предъявлен обществу. Протестующие воспринимают это как обман и попытку тянуть время. В стране идут массовые репрессии против протестующих", -- пишет он.

В этой ситуации события могут развиваться по нескольким сценариям:

1. Новые выборы в результате переговоров

Вариант 1.1. Лукашенко принимает решение о готовности к переговорам. Он назначает переговорную группу. Со стороны протестующих в переговорах принимает участие переговорная группа, назначенная Светланой Тихановской, группа сотрудничает с Координационным советом.

Вариант 1.2. Группа людей, представляющих интересы прежней власти, принимает решение о вступлении в переговоры. Они формируют переговорную группу. Со стороны протестующих в переговорах принимает участие переговорная группа, назначенная Светланой Тихановской, группа сотрудничает с Координационным советом.

Предмет переговоров – проведение новых выборов и порядок действий в переходный период. Возможно обсуждение порядка действий в период до вступления в полномочия вновь избранных органов власти.

Темы переговоров:

  • Кто проводит выборы, как формируются избирательные комиссии?
  • В какой очередности проводятся выборы в разные органы власти (президентские, парламентские, местные)?
  • По какому законодательству проводятся выборы?
  • Как согласовывается и принимается новая Конституция?
  • Как обеспечивается управляемость страной в период до вступления в полномочия вновь избранных органов власти?
  • Как обеспечивается стабильность экономики в переходный период?
  • Как обеспечивается соблюдение договоренностей, достигнутых в результате переговоров?
  • Какие гарантии даются представителям прежней власти взамен на освобождение политзаключенных, отказ от применения насилия и на согласие выполнять достигнутые на переговорах договоренности?

2. Новые выборы в результате того, что должность президента становится вакантной

Вариант 2.1. Бывший президент покидает страну.

Вариант 2.2. Бывший президент подает в отставку. Возможное следствие – перетекание ситуации в вариант 1.1.

Вариант 2.3. Бывший президент подвергается аресту.

Возможные действия:

1. Созывается Круглый стол для принятия согласованных решений о порядке проведения выборов. В Круглом столе принимают участие представители Правительства с одной стороны и Светланы Тихановской и Координационного совета с другой стороны. Возможное следствие – перетекание в вариант 1.2.
2. Светлана Тихановская вступает в должность исполняющей обязанности Президента и организует выборы. При этом должны быть решены вопросы, перечисленные как темы для переговоров в сценарии 1. 

3. Ужесточение режима, массовые репрессии, возможное введение чрезвычайного или военного положения

Принимается указ президента о чрезвычайном или военном положении, вводится комендантский час на части территории страны, закрываются границы, ограничивается передвижение по территории страны, десятки тысяч человек в заключении, оппозиция переходит в подполье. Формируется Движение Сопротивления.

Следствие: Лукашенко остается у власти на некоторый период, но отсутствие его легитимности и дефицит ресурсов для существования режима сокращают этот период. Сценарий становится неустойчивым, есть тенденция перетекания его в сценарий 1 или 2.

Повысить устойчивость, хоть и не на долгий период, может массированная внешняя финансовая подпитка режима, которая может поступить только из России. Сама такая поддержка будет для России серьезной проблемой. Будут ужесточены санкции против руководства Беларуси и России. Сценарий так или иначе будет иметь тенденцию перетекать в сценарий 1 или 2.

4. Попытки со стороны Лукашенко затянуть время с обещанием конституционной реформы в надежде, что протесты утихнут

Проводится Всебеларусское народное собрание (которое является неконституционным органом). На собрании принимается проект изменения Конституции (скорее всего, без конкретного содержания и без конкретных сроков реализации). Несмотря на возможное затягивание времени, Лукашенко в этой ситуации остается нелегитимным, на общественную поддержку он рассчитывать не сможет. Кризис государственного управления и экономический кризис будут усиливаться. Акции протеста будут продолжаться, приобретая новые формы. Будут расти и укрепляться новые общественные структуры сопротивления, от независимых профсоюзов до местных инициатив. 

Объявление новых президентских выборов весной 2021 года могло бы смягчить ситуацию и ослабить протесты, но Лукашенко вряд ли на это пойдет. Затягивание же нынешней неопределенной ситуации не может продолжаться бесконечно. Если не будет признаков перемен, обострение кризиса возможно в любой момент. 

Крайне маловероятно, что удастся сохранить управляемость до весны 2021 года. Вероятность продержаться до осени и вовсе близка к нулю. Этот сценарий неустойчив и будет иметь тенденцию к перетеканию в сценарии 1, 2 или 3 (который также неустойчив).

5. Введение в Беларусь российских военных и полицейских формирований

Вариант 5.1. Инкорпорация Беларуси в состав России. В этом случае у России хватит ресурсов на содержание режима на довольно долгое время, но санкции, большая нагрузка на экономику и внутренние волнения приведут к нестабильности ситуации в России.

Вариант 5.2. Инкорпорации не будет. При этом последствия будут близкими к варианту 5.1.

Россия вводит войска и полицейские силы, ссылаясь на обязательства в рамках ОДКБ и\или просьбу руководства Беларуси. Лукашенко либо отстраняется от должности, либо лишается реальной власти. 

Происходит раскол в силовых структурах. Формируется Движение Сопротивления. Начинаются массовые протесты, появляются очаги вооруженных столкновений. Вводятся жесткие санкции против руководства Беларуси и России. Грозит отключение от SWIFT. В России начинаются волнения. У России достаточно ресурсов на поддержание ситуации в течение нескольких лет. Однако ситуация становится нестабильной. Будут тенденции перетекания сценария в сценарий 1 или 2. При этом общественные настроения приведут к появлению массового антироссийского движения. Отношения с Россией будут безнадежно испорчены.

6. Номенклатурный или военный переворот. Отстранение Лукашенко от власти

Вариант 6.1. Номенклатурный переворот. Группа высокопоставленных чиновников отстраняет Лукашенко от власти. Следствие: перетекание в сценарий 2.

Вариант 6.2. Военный переворот. Подразделения силовых структур берут под контроль ситуацию, нейтрализуют репрессивные подразделения и отстраняют Лукашенко от власти. Следствия: 

1. Перетекание в сценарий 2. 
2. Период военного положения, затем перетекание в сценарий 2.

Анализ вышеперечисленных сценариев показывает, что только два из них устойчивы и могут иметь стабильные последствия. Это сценарии 1 и 2. Результатом реализации этих сценариев является разрешение базового противоречия (Народ отказал Лукашенко в доверии и требует его ухода, но Лукашенко отказывается уходить). 

Объявление новых выборов переориентирует внимание общества на избирательную кампанию, причина для протестов исчезнет. Если общество воспримет новые выборы как свободные и справедливые, будут созданы условия для развития страны без серьезных внутренних конфликтов в течение как минимум нескольких лет. Если выборы будут снова сфальсифицированы, ситуация в стране останется нестабильной.

Сценарии 3, 4, 5 и 6 нестабильны по нескольким причинам. Одна из причин состоит в том, что власть останется нелегитимной и не будет иметь поддержки общества. Вторая причина заключается в том, что для поддержания минимальной стабильности потребуется слишком много ресурсов, которых у нынешней власти не хватит надолго. Если вмешается Россия, ресурсов будет больше, но и они не бесконечны. К тому же в такой ситуации неизбежна дестабилизация ситуации в самой России. Третья причина – неизбежный экономический кризис из-за внутренних (сопротивление населения) и внешних причин (санкции, международная изоляция). По этим и другим причинам сценарии 3, 4, 5 и 6 будут иметь тенденцию к перетеканию в сценарии 1 и 2.

Также он сообщает, что офис Светланы Тихановской разработал концепцию проведения новых выборов и проект конституционной реформы, которая будет проведена после ухода Лукашенко. В ближайшее время оба проекта будут опубликованы.

Фото: Reuters


0
 

Это тоже интересно

За участие в акциях арестовали мать и отца, детей отправили в приют

За участие в акциях арестовали мать и отца, детей отправили в приют

27 сентября примерно в 21.50 задержали ее мужа. На следующий день его осудили за участие в акции на 14 суток и отправили в ИВС. По этой же статье составили протокол и на Наталью — мать пятерых детей. …