Новости

» » » В кого бросаем камни? Пять причин посмотреть премьеру спектакля «Олеся» в Бресте

В кого бросаем камни? Пять причин посмотреть премьеру спектакля «Олеся» в Бресте

Закон жанра: если на сцене театра лежат камни, значит, во втором акте они в кого-то полетят. Впрочем, как и в литературе: если произведение из разряда «классика», значит и через 100 лет оно будет актуально.

 Повести Куприна «Олеся» сегодня даже больше ста. Она была написана в 1898 году. И если многие современники того времени видели в ней  трагическую любовь городского барина и простолюдинки из леса, то спустя 122 года она приобрела несколько другое осмысление.

Интересно, что повесть содержит ряд автобиографических деталей. Например, главный герой, Иван Тимофеевич, является начинающим литератором, как и сам Куприн. И в Полесье он собирается прожить шесть месяцев, как и автор, который провел в этих краях полгода по служебным делам.

 И вначале Куприн видел недостатки своей повести и соглашался с Чеховым, который находил её «юношески-сентиментальной и романтической вещью». Он писал: «Прав Антон Павлович, который указывал мне, что загадочное прошлое старухи колдуньи и таинственное происхождение Олеси – приём бульварного романа».

 Но позже Куприн признавал, что в «Олесе» есть жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему».

Так что прав Есенин, говоря, что «большое видится на расстоянии». Особенно если расстояние измерять временем.

 Итак, пять причин сходить на спектакль «Олеся» в Брестский театр драмы:

Классика в оригинале

…Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья… (А.Куприн «Олеся»)

 Это подлинный Куприн, несколько сокращённый в описаниях природы и быта. Со своей повествовательностью и тонкой иронией.

Режиссёр-постановщик Тимофей Ильевский оставил в пьесе практически все оригинальные диалоги и рассуждения главного героя.

Так что зритель как будто читает повесть, написанную в неторопливой купринской манере, свойственной реализму клaccичecкoй литepaтypы XIX века.

 Живой язык полесской деревни

…Нет... не можно... слышите, какая завируха. Заяц теперь лежит и -- а ни мур-мур... Завтра и одного следа не увидите….(А.Куприн «Олеся»)

Куприн в «Олесе» попытался воссоздать не только картины заповедной природы, но и своеобразный язык местного населения.

В постановке Ильевского полесский говор и народные песни звучат «вельми смачна», пробуждая вкус к историческому, подлинному.

 Сценография Николая Полторака -- из натуральных материалов, национальные костюмы -- с аутентичной вышиванкой. Всё колоритно, самобытно и впечатлительно.

 Романтике все времена покорны

…Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильней…(А.Куприн «Олеся»)

Как бы ни старались авторы всех времён и народов, но лучше любовной истории во всяком сюжете, ничего не придумали.

Там, где чувства, -- там всегда огонь, на который можно смотреть вечно...

 Если есть лопата -- копай глубже

…Разве я не вольна делать, что мне нравится?.. (А.Куприн «Олеся»)

Один смотрит на керосиновую лампу и видит… лампу, другой скажет -- это светоч просвещения.

Для кого-то церковный колокол… просто колокол, а кто-то услышит в нём набат -- «он звонит по тебе».

 Туман на болоте один воспримет как… туман, а второй узрит в нём склонность людей к суевериям.

Постановки Ильевского всегда будят образное мышление, даже если оно давно и глубоко уснуло. В его спектаклях много символизмов и метафор, а также риторических вопросов, на которые зритель почему-то хочет найти ответ.

 Но даже если вы закоренелый реалист -- смотрите спектакль как картину Репина, и скучно не будет. Ибо сила реализма в его «живом» отображении действительности.

 Легко ли играть с судьбою?

…Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол… (А.Куприн «Олеся»)

И, наконец, пятая причина увидеть «Олесю» -- игра актёров. Эта постановка как будто специально написана для того, чтобы они от спектакля к спектаклю шлифовали своё мастерство, которому нет предела.

 Впрочем, пусть они сами об этом расскажут. После генерального прогона мы заглянули за кулисы, чтобы пообщаться с исполнителями главных ролей.

 -- Куприн написал повесть в 28 лет. И поначалу она не была его любимой, любимым был «Гранатовый браслет». А потом он понял, что опередил время, -- делится Алексей Щербаков, сыгравший Ивана Тимофеевича. -- Вообще я считаю, это было гениально написать в то время, что девушка предлагает жить гражданским браком. В спектакле Олеся говорит: «Зачем нам с тобой стоять в церкви?» И плюс он писал от первого лица. Если раньше все сочиняли от третьего, то Куприн в своей повести -- от первого.

-- Алексей, вы так правдоподобно сыграли своего героя, будто самого себя…

-- Ну, я бы не сказал, что это именно моя роль. В спектакле есть место, где Олеся говорит об Иване Тимофеевиче, перечисляет свойства его характера, -- но это не мой характер. Я так не могу, типа «я тебя люблю, но не холодный я и не горячий».

 -- А может, это была любовь такая -- от скуки?..

-- Ну не знаю. Если брать какие-то политические мотивы того времени, то это про русскую интеллигенцию, которая пошла в народ -- его воспитывать. И в этой народности появляется такая Шамаханская царица. Она, как описывается, не такая как все, она смуглая, гордая, ещё и говорит таким странным языком. Конечно для него это изюминка. И я бы сказал, что это роковая любовь. Потому что к девкам он не заходит, они с него смеются. Ему более интересна вот эта девушка, в которой есть пытливый ум, наблюдательность. Конечно, он пытается с точки зрения физики, Энштейна объяснить её истории, но… На протяжении всего спектакля идёт разговор о судьбе. И это полесское наваждение -- судьба или нет?... Верит он в судьбу или не верит, кто его знает?.. Мы всегда даже о чем-то плохом вспоминаем оглядываясь, но уже с улыбкой...

 -- Алексей, а вы сами в судьбу верите?

-- Да, конечно. Если артист не будет верить в судьбу, он не артист.

-- Артисты вообще суеверные люди…

-- Ну конечно. Я вообще не видел такого артиста, перед которым бы пробежала чёрная кошка, а он не плюнул, чтобы дальше пойти.

-- Так это что, сегодня могло бы не быть премьеры? Если б вдруг чёрная кошка перед кем-то пробежала? -- шучу я.

Алексей смеётся, а затем переходит на серьёзный тон:

-- С этим спектаклем связано много фактов, таких интересных. У нас полгода длилась подготовка к премьере -- в силу ковидных обстоятельств, зритель то приходил, то уходил. И буквально вчера, за день до премьеры, две актрисы заболели, и надо было срочно вводить новых. Так что репетиции шли в усиленном режиме.

 -- Ну, вы на сцене за героя переболели 6 дней -- вам уже ничего не страшно, -- опять шучу. -- Кстати, актерский состав один?

-- Я главного героя играю один, а вот героиню -- две актрисы.

-- Тем более, вам болеть можно только на сцене…

 На первой премьере в роли загадочной Олеси была молодая актриса театра Дарья Старосотникова.

-- Вообще, главные роли -- это всегда ответственность и, конечно, волнение, -- говорит она. -- Я очень благодарна Тимофею Ильевскому за то, что он доверил мне эту роль. Я уже играла в его спектакле главную роль -- Фрёкен Жюли -- на малой сцене. И я очень переживаю за роль Олеси, потому что на большой сцене это моя первая большая роль.

-- Как вы считаете, Дарья, женщины сами по себе колдуньи?

-- Я не знаю, может, это просто такая красивая фразочка, что все женщины -- колдуньи. Хотя, знаю, некоторые пользуются какими-то хитростями, называя это колдовством. Но, думаю, колдовства там нет.

-- Значит, вы не суеверная?

-- Я когда дорогу перехожу, смотрю по сторонам, чтоб какая-нибудь чёрная кошечка не перебежала. Но это просто красивая примета. А в суеверия не верю.

 -- А что в характере Олеси наиболее близко вам?

-- Близко как человеку?.. Её сдержанность, её спокойствие и её внутренняя сила, которую она не показывает. Я скромный человек в жизни и очень сдержанная. Но если я понимаю, что это моя обстановка, моя атмосфера и я в том месте, где нужна и востребована, там открываюсь.

-- И людям вы, как поняла, не открываетесь? Только избранным…

-- Да, я сокровенным не делюсь ни с кем.

 -- Какая сцена в спектакле была для вас самой сложной?

-- Самая, нет не сложная, но эмоциональная сцена для меня -- это церковь, когда забивают камнями. Со стороны, конечно, выглядит по-другому. Но когда ты в центре, и все летят на тебя… Это очень страшно! Я говорю всем, кто чем-то недоволен -- встаньте на моё место и вы почувствуете, как это страшно…

-- Немножко поделитесь секретом работы над ролью.

-- Я шла от себя. Но учитывая то, что моя героиня всё-таки колдунья, то добавила ей немного загадочности: какой-то взгляд, какие-то жесты, где-то замедленные движения… Актёр всегда берёт от себя, а на хребет уже наращивает роль.

 Блуждала по полесскому болоту в тумане Наташа ПАРМОН (фото автора)

P.S. Следующая премьера «Олеси» пройдёт в Брестском театре 25 ноября в 19 часов. Не пропустите! Тем более, что мест будет в два раза меньше обычного, -- в связи с ковидной профилактикой в зале практикуется «шахматная» рассадка.

Цена билетов: 12.00, 10.00, 9.00, 8.00 руб.

 "ОЛЕСЯ" 16+ полесское наваждение Александр Куприн

Постановщики:

Постановка, инсценировка и музыкальное оформление: Тимофей ИЛЬЕВСКИЙ

Художник-постановщик: Николай ПОЛТОРАКА

Пластика: Ольга ЖУК

 В ролях:  Татьяна Василькова, Дарья Старосотникова, Алексей Щербаков, Олег Бузук, Заслуженная артистка РБ Тамара Левчук, Геннадий Чуриков, Сергей Кондратюк, Татьяна Волчецкая, Тамара Моисеенко, Алла Омесь, Татьяна Зеленко, Анна Стасюк, Татьяна Строк, Сергей Петкевич, Михаил Ильич, Иван Гизмонт, Артём Загдай, Дмитрий Ботюк, Павел Осташеня, Николай Маршин.

 


+4
 

Это тоже интересно

Эксперты установили причину пожара в ТЦ "Зимняя вишня" в Кемерове

Эксперты установили причину пожара в ТЦ "Зимняя вишня" в Кемерове

Первым загорелся пластиковый плафон, расположенный над детским сухим бассейном с поролоновыми кубиками. Их, в свою очередь, воспламенил горящий пластик, капавший сверху. Возгорание вполне могло иметь локальный характер, но его быстро раздула вентиляция, которую в момент пожара никто не выключил. Сигнализация сработала на температуру и дым, но зона …