Останки экипажа самолёта Б-25 «Митчелл» захоронены в Бресте 11-05-2016, 17:30 Видео / Брест yesterday 11 мая 2016 года на Гарнизонном кладбище состоялась церемония захоронения останков 7 советских лётчиков, погибших 16 июля 1944 года при выполнении боевого задания на самолёте Б-25 «Митчелл». В-25 «Митчелл» (North American B-25 Mitchell) – американский двухмоторный бомбардировщик среднего радиуса действия. Поставлялся в СССР в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу. Всего было передано более 800 машин подобного типа. Спустя 71 год Останки военнослужащих были найдены в мае 2015 года у деревни Непли на территории Брестского района при проведении поисковых работ личным составом 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны Республики Беларусь. Подготовительную работу по сбору свидетельских показаний местных жителей и определению места падения самолёта провели участники поискового отряда «Авиапоиск» г. Бреста. Поисковики впервые услышали историю о падении самолёта в 2013 году от коренных жителей деревни Непли. После окончания войны деревню вынесли за пределы погранполосы, ближе к Бресту. Так как деревня была достаточно большой (около ста домов), то ходить с металлоискателем по бурьяновым полям -- что искать иголку в стоге сена. Помог в поисках бывший житель деревни Непли Яков Николаевич Серко. В далёком 1944-м он, будучи мальчишкой, видел падение самолёта. На поиски места падения боевой машины потребовалось два с половиной года и полтора месяца – для подъёма находки на поверхность. Поисковики обнаружили и смогли прочитать среди уцелевших кусочков бумаг адрес, по которому позже сотрудниками Подольского военного архива РФ по документам был установлен экипаж самолёта. По архивным данным самолёт вылетел на боевое задание в составе звена бомбардировщиков 16 июля 1944 года для нанесения бомбовых ударов по целям в глубине обороны противника. При возвращении на аэродром боевая машина шла в арьергарде группы, поэтому лётчики других экипажей не смогли объяснить причину её гибели. Самолёт шёл замыкающим в колонне и должен был снять на фотоплёнку результат налёта на железнодорожный узел. Вероятно, что он был сбит в результате прямого попадания снаряда зенитной артиллерии. По мнению руководителя отряда «Авиапоиск» Владимира Бухты, экипаж смог увести падающий самолёт от двух деревень, предотвращая возможные жертвы. Все члены экипажа погибли: А. П. Белов -- гвардии лейтенант, командир экипажа; И. П. Смолин -- гвардии младший лейтенант, второй пилот; А. И. Кравцов -- гвардии лейтенант, штурман; В. И. Черкай -- гвардии младший лейтенант, радист; Г. Л. Боцвин -- гвардии старший сержант, стрелок–радист; Д. С. Фролов -- гвардии майор, старший инструктор по организационно–партийной работе управления 4–го авиакорпуса; С. Ф. Баринов -- гвардии лейтенант, комсомольский организатор авиаполка. Брестским поисковым отрядом при взаимодействии с российскими коллегами найдены родственники четырёх членов экипажа самолёта: Александра Белова, Ивана Смолина, Давида Фролова и Сергея Баринова. От родных поступили подтверждающие документы и фотографии погибших. Весть долетела до Подмосковья… Среди найденных поисковиками -- останки белоомутского лётчика Ивана Смолина, пропавшего без вести в июле 1944 года. Долгие годы семья Смолиных безуспешно пыталась найти о своем сыне и брате хоть какую-то информацию -- где он погиб, при каких обстоятельствах, где похоронен. -- Последнее известие, которое получили мои родители, было извещение от командира части от 16 июля 1944 года, в котором скупо сообщалось, что «ваш сын Иван Смолин вылетел на задание и не вернулся…». С тех пор не было больше ни одного известия. В 1944 году ему исполнилось 22 года», -- вспоминает младшая сестра лётчика Мария Парфёновна Ульянова (по материалам газеты «Луховицкие вести» -- прим. авт.). Несмотря на то, что ей было всего пять лет, она помнит, как в ноябре 1943 года её брат Иван перед отправкой на фронт заезжал на один день повидаться с родными. Как рассказывали родные, река Ока еще не встала, не заледенела, и были большие трудности с переправкой на другой берег. Это была последняя встреча лётчика с семьей. Годом ранее в апреле 1942 года ещё один сын Смолиных -- Тимофей, погиб под Москвой, и Мария Парфёновна вспоминает, что Иван буквально рвался на фронт. В семье сохранилась фотокарточка Тимофея, на которой рукой Ивана было написано о его стремлении отомстить за брата… И вот в октябре 2015 года в Белоомутской поселковой библиотеке им. Огарева (Луховицкий р-он, Московская обл.) раздался телефонный звонок. Позвонивший представился членом поискового отряда из Беларуси из города Брест. Он сказал, что нашли место гибели бомбардировщика B-25 «Митчелл» из 335 авиаполка и останки семи членов экипажа. А также сообщил, что вероятно, один из погибших -- Иван Парфенович Смолин. Обращение именно в библиотеку было неслучайно -- материалы о родной сестре Ивана Смолина -- Марии Парфёновне Ульяновой (Смолиной) неоднократно печатались на сайте поселка Белоомут, а сама Мария Парфёновна более 52 лет работала в этой библиотеке. Началась переписка родственников с представителями поискового отряда. Потребовались образцы почерка для графологической экспертизы. Родственники высылали необходимые документы, копии сохранившихся писем, записей, фотографии. В одном из писем, полученных от представителя поискового отряда, был приложен документ — наградой лист от 3 июня 1944 года: «Гвардии младший лейтенант Смолин Иван Парфенович, состоящий в Красной Армии с 1941 года, участвующий в боях Отечественной войны с августа 1943 года, за мужество и отвагу проявленную в борьбе с фашистскими захватчиками, достоин представления к ордену Отечественной войны I степени». Из электронного письма поисковиков: «…На месте гибели экипажа удалось найти частичные записи из записной книжки седьмого члена экипажа майора Фролова Давида Соломоновича с его адресами и фамилией его брата и номером полевой почты. Это является неоспоримым фактом, указывающим на экипаж который считался пропавшим без вести под Брестом. Члены экипажа: лейтенант Белов А.П. пилот, мл. лейтенант Смолин И.П. пилот, Кравцов А.И. штурман, радист Черкай В.И., радист-стрелок Боцвин Г.Л., комсорг авиаполка Баринов С.Ф., майор Фролов Д.С. старший инструктор по партработе 4-гвардейского авиакорпуса. Останки всего экипажа будут похоронены вместе в одном гробу, их невозможно разделить. И даже спустя 71 год они будут вместе». В наградном листе представлена характеристика лётчика Ивана Смолина и указано, что с августа 1943 года он совершил 45 ночных успешных боевых вылета в составе экипажа на столицу Финляндии Хельсинки, участвовал в налётах на железнодорожные узлы, порты и коммуникации Констанца, Севастополя, Нарвы и других, а также в укрепленные районы противника при форсировании реки Днепр… …и до российского города Владимира… Внучатый племянник командира экипажа Александра Белова 33-летний Алексей Яценко из российского Владимира приехал в Брест, чтобы почтить память и захоронить останки родственника. -- Александр Иванович -- мой двоюродный дедушка, -- говорит он. -- Мой родной дед Алексей приходился ему родным старшим братом. Село Лосево, откуда призывались все братья Беловы, находится недалеко от Владимира. Я часто бываю на родине родных, где похоронены все наши родственники. Как поделился Алексей Яценко. в семье Беловых было пять братьев, и все они ушли на Великую Отечественную войну. Трое из них, включая и его деда Алексея, вернулись с фронта. А вот двое -- Фёдор и Александр -- пропали без вести. -- Их мать, Дарья Ефимовна, моя прабабушка, всю жизнь ждала сыновей,-- вспоминает он. -- Она надеялась, что они живы. Да и в военных архивах, в которые мы обращались регулярно, ничего внятно не отвечали. Хотя война -- это трагедия, но когда пришла весть, что нашлось место гибели нашего деда, который героически и самоотверженно воевал за свободу нашей страны, нас переполнило чувство радости. Мы рады, что его и других членов экипажа похоронили со всеми почестями, как и должно быть, что у них будет могила, куда можно будет прийти родным, чтобы поклониться памяти.. … и до самого Санкт-Петербурга 50-летняя Ольга Фролова -- родная внучка Давида Фролова -- на захоронение останков деда Давида Фролова приехала из Санкт-Петербурга. -- Наша семья не знала, где конкретно погиб дедушка, потому мы не могли найти место гибели самолёта, -- говорит она. -- Известие о том, что нашли останки Давида Фролова и что он с почестями будет захоронен в Бресте, нас очень взволновало и обрадовало. Поисковое движения очень важно и деятельность поисковых отрядов благородна. Эти люди не только помогают семьям найти своих близких, но дают возможность восстановить многие неизвестные эпизоды Великой Отечественной войны. Мы должны сохранить историческую память о подвиге наших дедов. Валерий Мосенков – внук Сергея Баринова -- гвардии лейтенанта, комсомольского организатора 335 авиаполка -- также приехал из Питера вместе со своей женой Вероникой, чтобы принять участие в памятном событии. Из Рыбинска прибыла дочь Баринова -- София Мосенкова. Когда отец ушёл на фронт, ей не было и двух лет. Все эти годы семья лейтенанта Баринова -- жена, дети и внуки – искали своего родственника, по крупицам собирали о нём сведения. -- Я очень благодарна и счастлива, что здесь нашла своего отца. Для меня это праздник, что всё произошло спустя столько лет, -- на церемонии захоронения она не могла сдержать слёз. -- Мы благодарны всем за эту уникальную возможность – сквозь пространство и время снова встретиться с нашими близкими, -- поделился Валерий Мосенков. – К тому же я давно мечтал побывать в Бресте, Брестской крепости, и вот, можно сказать, благодаря деду, эта мечта детства осуществилась. Мы счастливы, что вместе со всеми праздновали здесь День Великой Победы, за которую отдал свою жизнь мой дед. Брестская крепость произвела на нас огромное впечатление, это уникальный мемориальный комплекс, и очень важно, что он есть, что его поддерживают. Мы также побывали на месте падения самолёта возле деревни Непли. Дети в семье Мосенковых – Константин и Анастасия – также чтут память своего прадеда, погибшего во время Великой Отечественной войны в Беларуси. В семейных архивах свято хранят фотографии, документы лейтенанта Баринова, газетные статьи и письма о поиске без вести пропавшего. К слову, у него есть и два праправнука, старшему их них Алексею дедушка Валера сообщил, что едет на захоронение останков его прапрадеда. … и до киргизского «Чёрного топора» Одним из семи членов экипажа был гвардии лейтенант, штурман Кравцов Алексей Иванович 1923 г. р., уроженец г. Кара–Балты Калининского (ныне Жайылского района). Чтобы провести захоронение всех бойцов, нужно отыскать их родных. Город Кара-Балта в переводе означает «чёрный топор». Брестские поисковики обратились в поисковое движение Кыргызстана «Наша Победа -- Биздин Жениш» с просьбой попытаться найти брата Алексея Кравцова. Михаил Иванович Кравцов проживал во Фрунзе, улица Киргизская, 124. Ребята выезжали на место. Это село Нижняя Ала–Арча Аламудунского района. По словам соседей, дом был куплен и перестроен в 60–е годы. О прежних владельцах ничего не известно. Представители Республиканского совета ветеранов войны и Вооруженных сил помогли узнать информацию по Кравцовым. По документам архивного фонда Калининского района Киргизской ССР по хозяйственным книгам за 1943–1944 годы их адресом пребывания значится с. Калининское, ул. Почтовая, 16. Однако, в Военном комиссариате Жайылского ОРВК не могли дать ответ, так как в 1961 году в нём произошёл пожар. По данным Жайылского отдела загс, есть запись о рождении Алексея Ивановича Кравцова. Так что поиски родственников штурмана Кравцова и других членов экипажа Б-25 «Митчелл» продолжаются. Память увековечена на мемориальной плите В памятном мероприятии на Гарнизонном кладбище принимали участие представители руководства г. Бреста и Брестского района, дипломатического корпуса, ветераны войны и труда, военнослужащие, молодёжь, а также родственники погибших лётчиков. После митинга и освящения могилы останки боевого экипажа были преданы земле. В честь воинов Великой Отечественной звучали залпы оружейного салюта. У могилы экипажа самолёта на Гарнизонном кладбище открыта мемориальная плита с фотографиями и именами погибших лётчиков Б-25 «Митчелл». В год 70–летия Великой Победы участникам отряда “Авиапоиск” удалось назвать имена 12 летчиков, которые погибли на территории Брестской области и до сих пор числились без вести пропавшими. Только по Брестскому району энтузиастам “Авиапоиска” известны места падения около 20 самолётов. Наташа ПАРМОН (фото и видео автора и из семейных архивов) +1 Поделиться