Новости

» » » Легендарная "копейка" вышла в серию 9 сентября 1970 года

Легендарная "копейка" вышла в серию 9 сентября 1970 года

Я за рулем. Обычный будний день. В какой-то момент понимаю, что чуть впереди меня на дороге ожидает  небольшое столпотворение машин.

Как оказалось, в наше нервное время никто не хотел уступить дорогу старенькому ВАЗу. У машины отказал поворот. Водитель, очень пожилой мужчина, заметно нервничал, понимая, что принять в нужный ему правый ряд, шансов почти нет. Отсутствие мигания «поворотника» создало хоть и мелкие, но неприятности потоку автомашин. Вот уже кто-то выкрикивает : «Сидел бы, дед, дома!», кто-то нервно сигналит, будто это разрешит ситуацию. И тут случается весьма необычное. Из застопорившейся «копейки» выходит дедушка и, набравшись духу, говорит, почти кричит: «Да уступите же дорогу легенде!» Теперь отказать в просьбе не смог никто. Те, кто её услыхал, на своих серьезных и мощных авто сами стали как вкопанные посреди дороги, освобождая  «легенде» путь. Убеждена, что в тот момент каждый вспомнил, что когда-то об этой ласточке отечественного автопрома мечтал их отец или дед.

    Как это было недавно, как это было давно - думала я, а память уже возвращала в конец семидесятых, когда бум «копейки» шагал по СССР.

Помню, как наш сосед, дядя Петя, наконец, дождался своей очереди на авто, получил по этому поводу извещение и буквально примчался к нам на ночь глядя с заветной бумагой - извещением. Его все, конечно, поздравляли, открыто намекая на угощение в связи с этим грандиозным поводом. Дядя Петя обещал всем недельное гулянье. И, вдруг, я помню, как сосед заметно «потух», очередной раз взглянув в документ. Оказалось, что ему выпало авто желтого цвета.

«Это что же такое получается? У тебя, Женя- голубая, у Николая - зеленая, а я как какая-то мамзель на цыпленке должен ездить?! И это за такие -то деньжища! Это всё проклятые итальянцы наших автопромовцев взбаламутили! Мы люди серьезные, нам серьезные цвета подавай!»

И дядя Петя ушёл. Через неделю во дворе  красовалась таки его цыплячьего цвета «копейка» и  отношение к этому весьма яркому цвету суровый советский гражданин очень скоро поменял. Уже можно было услышать из его уст: «Ну, что Николай, замечает ли кто тебя на твоей «зелёнке». Я вот на своем солнце как выезжаю - все мамзели мои!» zhig1 Раздумья о легенде автостроения пробудили у меня желание узнать количество этих машин  нынче на автодорогах страны . «Включаю» в себе журналиста и звоню в Брестское областное УГАИ. Там интересуется поводом для столь пристального внимания к марке. Сообщаю, что 9 сентября у ВАЗ- 2101 день рождения - начат серийный выпуск авто. Цифры были быстро получены: в Брестской области – чуть более 10 тысяч единиц, в самом Бресте – несколькими более  2 тысяч. Согласитесь, интересно же! К слову сказать, самые  первые  авто сошли с конвейера в апреле, 19 числа 1970 года. В то утро все издания СМИ страны запестрили главной новостью  СССР: « 9 апреля 1970 года в 14.00 по главному конвейеру ВАЗа отправились на сборку первые 6 автомобилей ВАЗ-2101 – два синих и четыре темно-красных . Завершилась сборка машин в ночь с 18 на 19 апреля. Первую машину свел с конвейера итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини. Выпуск машин приурочен  к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина»- вещала  пресса. zhig2 Интересен тот факт, что  название модели, а именно «Жигули», было избрано в непривычной для СССР манере - на конкурсной основе. Известный и сегодняшним автолюбителям журнал «ЗА рулем», объявил конкурс на лучшее название для авто. Когда количество уникальных названий достигло 55 тысяч!- журнал отобрал в полуфинал 150 из них. Представляете объем работы?! Говорят, что крестным отцом названия массовой советской малолитражки, стала… коммунистическая партия, утвердившая за ВАЗ-2101 и другими моделями «классики» имя «Жигули» - по названию горной местности вблизи Тольятти. Но вскоре с «Жигулями» всплыла накладка. Когда начали готовить экспортные поставки автомобиля, оказалось, что в европейских языках есть близкое по звучанию слово «жиголо»- молодой человек, ведущего антисоциальный образ жизни. Такому не бывать! Тогда в отделе внешнеэкономических связей «ВАЗа» придумали для «Жигулей» заграничное имя «Лада». Это исконно русское слово означает «любимая», просто пишется и хорошо звучит на всех языках. Оно и стало зарубежным псевдонимом «Жигулей», а с обновлением модельного ряда его начали применять и на внутреннем рынке. Ещё имеет смысл упомянуть  о прототипе самого автомобиля. Им стал итальянский Фиат12. В1965 году он завоевал титул «Автомобиль года». Наши разработчики внесли более 800 изменений в конструкцию «Фиата» и создали поистине народный автомобиль. Он выпускался до 1984 года. В общей сложности с конвейера сошло 2.702.657 автомобилей. Думается, что подобный успех не будет иметь больше никакой автомобиль, выпущенный на постсоветском пространстве. В 2000 году все тот же журнал «ЗА рулем» по результатам опроса признал  «копейку» «Российским автомобилем столетия». И с этим сложно не согласиться.

У многих, кто нынче ездит на серьезных «меринах»,  в гаражах  всё ещё простаивают неприхотливые и выносливые ВАЗ. Они дороги как память, да и на чем ещё можно обучить езде на авто своих наследников, как ни на «копейках»?!

zhig4 

Светлана ВЕРТИНСКАЯ 


0
 

Это тоже интересно

Любовь назло пандемии COVID-19. Трогательное фото взорвало интернет

Любовь назло пандемии COVID-19. Трогательное фото взорвало интернет

Их история любви привлекла внимание общественности после того, как фотография Чэнь Ин, медсестры из восточной китайской провинции Чжэцзян, которая целовала своего парня за стеклом, стала вирусной. …