Автандил Варсимашвили: Я всегда ставлю только классику 21-09-2016, 18:30 Культ УРА / «Белая вежа» Приезд Тбилисского государственного академического русского драматического театра им. А. С. Грибоедова, руководителем которого является Автандил Варсимашвили, для Бреста – всегда событие. Что ни говори, а его спектакли равнодушными не оставляют никого. Они «цепляют за живое», просто это «живое» у всех разное. Кто-то восторженно рассказывает друзьям о «гениальной режиссуре» и «театральных новациях» маэстро. А другой пожмёт плечами – «слишком вычурно», «Варсимашвили, как всегда, старается выпендриться». Вот и фантасмагорию «Ревизор» по одноименной комедии Гоголя, которую тбилисцы привезли на XXI Международный фестиваль «Белая Вежа» в Брест, публика восприняла на ура! И долго не отпускала со сцены артистов после занавеса. А на следующее утро постановку разнесли критики. -- Это же надо: все пошли на «Хор сирот», а мне достался «Ревизор», -- сокрушалась театральный критик из Таллинна Этери Кекелидзе, которую в последние годы можно назвать постоянным гостем фестиваля. – К сожалению, спектакль был сыгран вообще без всякого вдохновения. По-моему, я не знаю, как на вас произвёл он впечатление, а я его чуть высидела. Я смотрю его уже во второй раз. Он и тогда-то не блистал, как сказать, соответствием замыслу исполнением. А на этот раз актёры вообще так устали: как отговорил свою реплику, отошёл и постоял в сторонке… Сама идея спектакля – что всё повторяется. Спектакль начинается, что они смотрят на небо и призывают сжалиться, потому что им надоело… А это ведь перевернутый колодец – они живут на самом дне… И концовка спектакля – точно такая же. К ним опять едет ревизор, ничего не меняется, они не меняются, ревизоры не меняются… На мой взгляд, это не «ужас-ужас», как нам сообщил Автандил в тексте сопроводительном, а «тоска-тоска». Но это не суть. Дело в том, что Хлестаков ну ни по каким параметрам в Божьего гонца и учителя жизни не годится. И получилась ещё пара разбойников – вместе с его другом. Вот и всё. Проблема порочного круга в мире существует, от этого мы никуда не уйдём. Но нам надо стараться как-то его всё-таки разрывать в его слабых местах. А слабое место – это то, что человек должен думать сам. Тбилисцы, правда, таких «приятных» слов о себе не слышали – они уже ехали в соседнюю Украину во Львов на театральный фестиваль «Золотой лев», который им предстояло своим «Ревизором» открывать. Во Львове спектакль восприняли овациями (в принципе, как и в Бресте). Театр специально посетил Чрезвычайный и полномочный посол Грузии в Украине Михаил Уклеба. Но самое интересное, что критики постановку Варсимашвили хвалили. В частности, театровед и главный редактор Teatrarium.com Надежда Стефурак посвятила рецензию фантасмагории и акцентировала: -- Таке прочитання твору Миколи Гоголя знищує кордон між традиційним і сучасним. Це хороший приклад вдалої режисури, пошуку нових функцій театру, абсолютизація і доведення до логічного завершення художніх і словесних елементів, що в сукупності творить єдине ціле. [caption id="attachment_18190" align="aligncenter" width="640"] Спектакль "Холстомер" на "Белой Веже 2015"[/caption] Но оставим критиков с их мнением, вернёмся к Варсимашвили. После спектакля в Бресте мы попросили Автандила ответить на пару вопросов. -- В прошлом году на юбилейную XX «Белую Вежу» Вы привезли постановку «Холстомер. История лошади» по мотивам повести Л. Толстого. В этом году – ещё один классик – Николай Гоголь… -- Я ставлю постановки только по классическим произведениям. -- А почему не ставите современных драматургов? -- Потому что в классике есть всё, она актуальна во все времена. -- Вы действительно так видите Гоголевского «Ревизора»? -- Конечно, раз я его так поставил. -- А как пришла идея из комедии Гоголя сделать фантасмагорию? -- Я просто внимательно прочёл Гоголя. Я ничего не придумал, ничего не добавил – всё у Гоголя. Гоголь был сам таким… -- Как Вам брестская публика? -- Я люблю Брест и люблю сюда приезжать. Мы давние друзья с Сашей (Александром Козаком – прим. авт.), и я стараюсь всегда откликаться на его приглашения, хотя у нас жёсткий гастрольный график. Вот и после Бреста у нас Львов, а затем с 22 сентября по 5 октября – большие гастроли по пяти городам России с постановкой «Холстомер. История лошади». Мы покажем 8 спектаклей. Кое-что о Варсимашвили: Автандил Эдуардович Варсимашвили родился 10 ноября 1959 года в Тбилиси). Грузинский режиссёр театра и кино. Художественный руководитель Тбилисского государственного академического русского драматического театра им. А. С. Грибоедова. Владелец и художественный руководитель тбилисского Свободного театра. Владелец и художественный руководитель киностудии «Vars-studio». Руководитель грузинского бюро Международного института театра (ITI, Париж). Профессор Грузинского государственного университета театра и кино им. Ш. Руставели, руководитель направления режиссуры университета. Поставил более 80-ти спектаклей в Грузии и за её пределами (Германия, Италия, Россия, Украина, Эстония, Финляндия) Снял 9 художественных фильмов Выступил продюсером художественного фильма «Байковый рай» (2010). Супруга — Элисо Орджоникидзе, выпускница Тбилисской государственной консерватории по классу фортепиано, заведующая музыкальной частью Тбилисского государственного академического русского драматического театра им. А. С. Грибоедова. Сын -- Георгий Варсимашвили, кинорежиссёр (род. в 1986 г.). живёт в Париже. Дочь -- Мариам Варсимашвили, искусствовед (род. в 1988 г.). живёт в Париже. Наташа ПАРМОН (фото автора) Читайте также:«Ревизор» Варсимашвили: триллер или проповедь Евангелия? 0 Поделиться