Новости

» » «Ревизор» Варсимашвили: триллер или проповедь Евангелия?

«Ревизор» Варсимашвили: триллер или проповедь Евангелия?

XXI   Международный фестиваль «Белая Вежа» близится к своему завершению. Были хорошие спектакли, были откровенно слабые. Были недоработанные, были спорные.

revizor-6Но душе, как потрескавшейся от засухи земле, хотелось чего-то большего, чем просто ручной полив. Хотелось дождя! Ливня с грозой и молниями, чтобы затянуло трещины, чтобы насытиться влагой и дышать озоном. 

И вот свершилось! Грянул дождь! Причём, как в переносном смысле, так и в прямом -- прямо на сцене БАТД. revizor-1На седьмой день фестиваля Тбилисский государственный академический русский драматический театр имени А. С. Грибоедова (Грузия) представил фантасмагорию «Ревизор» (которая у Гоголя именовалась комедией) в постановке Автандила Варсимашвили, лауреата Государственной премии Грузии. revizor-9К слову, его «Ревизор», по версии Центра исследования современного грузинского театра Илиауни, объявлен лучшим спектаклем Грузии прошлого года. В результате исследований под названием «Грузинский театр 2015» центр выявил по пять победителей в различных театральных номинациях. Постановка Варсимашвили победила сразу в четырех из них : за лучший спектакль, за лучшую режиссуру (Автандил Варсимашвили), за лучшую мужскую роль молодого актёра (Аполлон Кублашвили – Хлестаков) и за лучшее музыкальное оформление (Элисо Орджоникидзе). revizor-2Как писал Николай Гоголь: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». revizor-4А Варсимашвили свой подход к постановке сформулировал так: «В «Ревизоре» ключевое слово для меня – ужас. Люди живут в постоянном предчувствии апокалипсиса, в ощущении, что еще чуть-чуть – и все рухнет. На наших глазах рушатся все моральные ценности, и мы с ужасающим спокойствием смотрим на эти события как беспомощные свидетели. Меч войны висит над нашими головами. Все это есть в «Ревизоре»… Мы привыкли, что Хлестаков фанфарон и все врет, но давайте задумаемся на секунду: а если он не врет? Если он на самом деле обращался к Пушкину «братец»? А если он настоящий ревизор, который послан ревизировать? И послан не из Петербурга, а вообще свыше? Вспомните немую сцену - люди окаменели! Вам это ничего не напоминает? Содом! Мы с вами живем в современном Содоме. Вот это и есть мой подход к «Ревизору»revizor-5Потому Гоголевский текст пьесы Варсимашвили разбавил библейскими текстами из главы 19 книги «Бытие» -- о Содоме и Гоморре. Надо сказать, что театр  Варсимашвили -- это, прежде всего, театр символов. И в «Ревизоре» не просто лилась вода с потолка, висели вёдра и раздавались удары хлыста. Вёдра – т.к. действо происходит на дне колодца (пасть ниже просто некуда). Перекошенная церковь – здесь давно забыли о христианских ценностях. Хлыст – ассоциация с Хлестаковым, который якобы послан хлестать грешников. Норы -- для любовных утех, алкоголь – вместо трезвого взгляда . revizor-11И, конечно, дождь! Он может быть спасением от засухи и грязью под ногами. Может быть Божьей карой и целительной живой водой. «Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грешков. Это уже так самим богом устроено» -- звучит Гоголевский текст в унисон Библейскому «Нет праведника на земле, нет ни одного». revizor-12Но самое парадоксальное, что к погрязшим в страстях плоти (взяточничестве, прелюбодеянии, сребролюбии, лжи и пр.) зритель испытывает не ненависть, не презрение, не желание всех наказать, а … сострадание. Потому что «больные имеют нужду во враче», и прежде чем наступит Апокалипсис благая весть о покаянии должна быть распространена повсеместно. Главное, чтоб её услышали и за неё ухватились, как за спасительный кругrevizor-13Но для героев постановки Варсимашвили, похоже, благая весть прошла мимо. А значит, к ним опять едет Ревизор! .. И вместо Гоголевской немой сцены в городе «Зеро» всё опять повторяется… revizor-14Надо сказать, что спектакль в Бресте прошёл при аншлаге и, пожалуй, никого столь длительно не вызывали на бис, как труппу Тбилисского театра во главе с режиссёром. На следующее утро театр уехал на гастроли во Львов, не дожидаясь вердикта фестивальных критиков. Может, это и к лучшему, потому что Этери Кекелидзе, присутствовавшая на спектакле, о постановке выразилась довольно резко. Но свою публику фантасмагорический «Ревизор» в Бресте нашёл – публику, которая пережила катарсис. А значит, как сказал мэтр Варсимашвили, цель достигнута. revizor-15РЕВИЗОР    Николай Гоголь фантасмагория в двух действиях Премьера – 29 октября 2015 г. Режиссёр-постановщик – Автандил Варсимашвили, лауреат Государственной премии Грузии, лауреат премии имени Котэ Марджанишвили Художник-постановщик – Мириан Швелидзе, народный художник Грузии, лауреат Государственной премии грузи имени Шота Руставелли Художник по костюмам – Тео Кухианидзе Композитор – Иосиф Барданашвили (Израиль) Музыкальное оформление – Элисо Орджоникидзе revizor-16Действующие лица и исполнители: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий  –  Слава Натенадзе Анна Андреевна, жена его -- Людмила Артемова-Мгебришвили, заслуженная артистка Грузии Марья Антоновна, дочь его – Нино Кикачеишвили Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ – Василий Габашвили Жена его – Инна Воробьева Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья – Олег Мчедлишвили Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений – Михаил Арджеванидзе Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер – Иванэ Курасбедиани revizor-17Городские помещики: Петр Иванович Добчинский – Лаша Гургенидзе Петр Иванович Бобчинский – Зураб Чипашвили Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга – Аполлон Кублашвили Осип, слуга его – Дмитрий Мерабишвили Отставные чиновники, почётные лица в городе: Иван Лазаревич Растаковский – Дмитрий Спорышев Степан Иванович Коробкин – Мераб Кусикашвили Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша – Анна Николава Слуга трактирная – Нана Дарчиашвили reizor-18Фантасмагория (искусство) -- нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск. Фантасмагория (представление) -- жанр театрального представления в Европе в XVIII—XIX веках, в котором при помощи «волшебного фонаря» на заднем плане демонстрировались пугающие образы: скелеты, демоны, привидения. revizor-8Жаждала дождя на фестивале Наташа ПАРМОН (фото и видео автора) 

Интервью с режиссёром Автандилом Варсимашвили читайте здесь revizor-19


0
 

Это тоже интересно

В Марселе наняли хорьков для охоты на крыс, чтобы не использовать химию

В Марселе наняли хорьков для охоты на крыс, чтобы не использовать химию

В городе с населением более 870 000 человек популяция крыс как минимум равна человеческому населению.  …