Новости

» » » Трубач ещё не появился, а разговоры в Бресте уже идут. О чём спорят брестчане?

Трубач ещё не появился, а разговоры в Бресте уже идут. О чём спорят брестчане?

Новость о том, что 17 января 2009 года в Бресте стартует интересное начинание, многих не оставила равнодушными. В социальных сетях брестчане обсуждают этот проект.

Напомним, что в Бресте о наступлении полудня будет извещать трубач в средневековом стиле.

Помогли идею воплотить в реальность руководитель театра живых скульптур «Ларчик» Виталий Ларчик, председатель областной профсоюзной организации ремесленников Жан Васько и владелец магазина-кофейни CHOCOTE Александр Скиндер.
Ритуал будет проходить на Гребном канале, на шестом этаже его здания. Каждый день ровно в двенадцать о наступлении полудня будет извещать глашатай с помощью специального инструмента. Это будет пятиметровая труба весом в 30 килограммов.

Проект стартует 17 января. Личность трубача пока держат в секрете.

А теперь о том, что обсуждают брестчане в соцсетях. Приводим некоторые доводы.

Ihar Baranoŭski

Ідэя была выдатная з аднаўленьнем традыцыі, якая была ў старажытным Берасьці, калі трубач будзіў горад, граючы гейнал на гадзіньнікавай вежы замка. А вось сучасная рэалізацыя, якую прапануюць цяпер, у мяне асабіста выклікае хутчэй засмучэньне і расчараваньне.

Калі коратка: да магдэбургскай традыцыі старажытнага Берасьця тое, як і дзе прапануецца гэта рабіць цяпер, мае мала дачыненьня. Цяпер хочуць, каб трубач граў апоўдні на Вясьлярным канале, на судзейскай вежы. :( Але гэта поўнае абы што ў плане традыцыі і выбару месца! Ды і хто з турыстаў сьпецыяльна туды паедзе а 12-й гадз.? Што там яшчэ можна рабіць? Раней прапаноўвалася аднавіць гэта каля ЦУМу, дзе ёсьць гадзіньнікавая вежа з сьцягам гораду і дзе побач людзі штодзень увечары чакаюць на ліхтаршчыка, які запальвае ліхтары на пешаходнай вул. Савецкай. У выбары гэтага месца быў сэнс, бо гэта стары цэнтр ужо новага Берасьця, сэрца сучаснага гораду, турыстычная зона. А на Вясьлярным канале з судзейскай вежы можна абвяшчаць адно пра пачатак спартовых спаборніцтваў для спартоўцаў.

У якасьці месцаў у нашым горадзе, дзе таксама можна было б яшчэ падумаць пра рэалізацыю гэтай традыцыі (хоць усе яны будуць горш), я бы назваў такія:

- балкон на будынку для паседжаньняў гарадзкога савету,

- ваданапорная вежа ў цэнтры гораду каля старога аўтавакзалу і рынка, дзе якраз думаюць, як па-новаму арганізаваць прастору цэлага кварталу,

- вежа касьцёлу Ўзвышэньня Сьвятога Крыжа на цэнтральнай плошчы гораду,

- пажарная вежа каля форту на Граеўцы...

Але ніяк не судзейская вежа на Вясьлярным канале!

Ды і сам прапанаваны 5-метровы інструмент да нашай традыцыі, па-моему, мае мала агульнага. Але я тут ня сьпец. Каб гэта ўсё было ў цэнтры горада на гадзіньнікавай вежы, мне асабіста падаецца, больш адпаведным быў бы традыцыйны медны духавы інструмент і традыцыйная мелодыя, а не 5-метровая труба з невядома якой мелодыяй (ці проста нейкім гукам?). А можа дзесьці ў архівах вядома, які гейнал, мелодыю граў трубач у Берасьці? У Любліне знайшлі ў свой час аўтэнтвчны гейнал, які гучаў у даўнія часы.

Напэўна, і строі для трубача маглі быць падабраныя ня проста для прыгожага антуражу, а рэканструяваныя згодна з часам і месцам.

Irena Ławrowska

Ужо недзе каментавала .Але не зашкодзиць. Месца трубача на ратушы.Ратуша стаяла на рынку.рынак у старым горадзе. Стары горад _гистарычны цэнтр Берасьця, ен у крэпасьци. Музей Бярэсьцце , месца замку, симвала улады, там турыстычная мека. Чаму не там? Дарэчы высветлила дзе стаяу дом трубача, можна уявиць, як выходзиу, нес сваю трубу, грау ...вяртауся. магла бы быць цудоуная атракцыя. Нажаль гэты краязнаучы энтузиазм без ведау наносиць гораду агромнистую шкоду. Дэвальвуе каштоунасць сапраудных фактау здарэнняу,а значыць можна чакаць и хуткую страту цикавасьци. Грабны канал можа мець трубача, але нияк не павязанага з гистарычным, гэта глупства.

 Голос Олег

Дорогие друзья, что бы развеять все эти негативные эмоции вокруг проекта "Берестейский трубач" и позволить ему зародится в позитивном русле я позволю себе небольшой комментарий.

Никто и не намеревался изначально восстанавливать исторические события, которые вероятно и не имели место быть. Речь идет о реконструкции городской легенды в современных крайне недружелюбных, как мы уже в который раз убедились, реалиях. Причем на полном энтузиазме отдельных брестчан (если бы вы знали во что обошлось лишь изготовление трубы. Лично я был за вариант значительно меньше и похожий на то, что удерживает в своих руках трубач на Советской) ), без какого либо финансирования со стороны города. Да, - этот проект не коммерческий и никак в перспективе не может быть монетизирован (трубач - "обреченный волонтер"). Первоначально, с задумкой на площадке у ЦУМа, действительно была разработана настоящая церемония и яркая презентабельная инсталляция. Продумано было все до мелочей, даже участие школьников на добровольной основе в качестве пажей, наподобие вахты в крепости. Но... к сожалению не суждено.

Реализация уже реконструированного проекта на базе спортивного комплекса - это попытка спасти нашу затею, которой всерьез заинтересовались коллеги из Гродно и из Польши. Просто мы не могли допустить что бы эта замечательная идея навсегда ушла из города. Благодарим руководство гребного канала за поддержку и неподдельную заинтересованность.

Zmicier Satsuk

Всё банально... Просто не нашли взаимопонимание по финансам: не нашли спонсора этого "чудабреста", обязали гостиницу "Интурист" этим заниматься, да они сделали трубу, лежит кстати в гараже Интуриста и скоро сдохнет, а профинансировать трубача некому.

Благое дело, что у нас Брестэнерго монополист и богач, вот и есть у нас фонарщик, а не было б их и фонарщика тож не было бы.

Голос Олег 

В "Интуристе" труба была короткое время, приютили мы ее там в надежде на то, что проект все же удастся реализовать у ЦУМа. Никто гостиницу, как вы высказались - "не обязывал" (спасибо руководителю за поддержку), и ваши домыслы по поводу "не нашли взаимопонимание по финансам" так же являются надуманными.

Aliaksandr Wabiszczewicz 

У цяперашніх умовах мэтазгодна гэта праводзіць ля ЦУМа ці старых будынкаў, што ўваходзяць ў гістырычны цэнтр сучаснага Брэста (уключаны ў Спіс матэрыяльных нерухомых гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь). Аднак для гэтага павінен быць грамадскі кансенсус, якога цяпер, як бачым, няма. Вяслярны канал не самае ўдалае месца ў параўнанні з цяперашнім гістарычным цэнтрам Брэста. Алег Голас растлумачыў ўсю сітуацыю, імкнецца захаваць і рэалізаваць гэтую ідэю - яе трэба ўспрымаць больш як яркую мастацкую акцыю, а не як гістарычную рэканструкцыю, якая пакуль не пацверджана пісьмовымі ці іншымі крыніцамі. І яна магла б з часам стаць адметнай традыцыяй. Распачынаць гэтую акцыю на тэрыторыі мемарыяльнага комплекса "Брэсцкая крэпасць-герой" у цяперашніх абставінах не варта. Для яго наведвальнікаў (турыстаў) гісторыка-мемарыяльны кантэкст, звязаны з падзеямі чэрвеня-ліпеня 1941 г., застаецца пераважным. Пра гэта можна будзе гаварыць толькі тады, калі будзе адбывацца гістарычная рэканструкцыя старога Берасця.

Миша Пыжик 

Почему труба размером с иерихонскую??? Это требование администрации гребного канала или города? А может все согласно сегодняшней традиции "крупных форм", т.е. в "дворцовом" стиле. Я не против этого перфоманса(при чем здесь традиция), но при одном условии. Этот театр крупных форм должен быть дополнен возведением современного концертного зала. Ой, простите, Дворца! Его очень не хватает городу. И пусть тогда труба возвещает о набегах "пиндосов и их вассалов". Может это позволит координально сократить расходы на содержание границы. А, пока, "спите жители Багдада, в Багдаде все спокойно." Конечно, я имею ввиду Брест. Просто цитата очень хороша. Что мы, хуже Багдада?

Ina Berniakovich 

А што не так з сурмой самой па сабе? Яна выкарыстоувалася для сигнализации, наш традыцыйна инструмент. Тольки не ведаю, што выкарыстоували канкрэтна у Берасци, тое и трэба аднауляць.

Ihar Baranoŭski - Irena Ławrowska

дык а ў Берасьці гейнал гучаў з якога інструменту паводле крыніц?

Irena Ławrowska - Ihar Baranoŭski 

крыніцы пакуль да мяне не прамовілі такіх канкрэтаў. Але як вынікае, гэта быў функцыянальны інструмант, які лёгка было носіць. Я мяркую так таму што берасцейцы ў тыя часы фармавалі свае традыцыі прыглядаючыся да Кракава і Любліна. Адтуль сцягвалі ідэі на новые свабоды і прывелеі, адтуль прыцягнулі войта, які напрыканцы 15 стагоддзя мусіў вырашаць вельмі непростыя праблемы ну ігд.

Андрей Воробей 

Если серьёзно подходить к выбору места, видятся следующие критерии.
1. Территориальный. Понятно, что ратушный пляц ПОКА что того... Есть музей "Берестье". Могло бы быть? Наверно да.
2. Символический. Функция бывшей площади - торгово-общественно-административная. В настоящее время они (функции) разделились. Мёртво-лощёную пл. Ленина? Возможно разбавило бы "официозность" этого пространства. ЦУМ (бывшие торг. ряды как преемник торг. функции)? Может быть. + поток туристов. Советская как символ общественной жизни? Тоже может быть, особенно у памятника 1000-летию.
Ещё варианты?

Наталья Арцименя 

Гребной канал с точки зрения туристической привлекательности данного действия, наверное не самое лучшее место. Если бы это действие перенести на площадь Ленина, оно бы однозначно привлекло туристов и помогло бы в позицианировании площади, как точки притяжения. В городах Европы, и не только центральные площади - это одно из основных мест притяжения туристов

Орфография и пунктуация авторов сохранены.

Своё мнение по поводу нового проекта вы также можете выразить в социальных сетях под этим материалом.


0
 

Это тоже интересно

Умер композитор Крылатов - автор песен "Прекрасное далеко" и "Крылатые качели"

Умер композитор Крылатов - автор песен "Прекрасное далеко" и "Крылатые качели"

Не стало одного из самых известных советских композиторов Евгения Крылатова, автора песен "Лесной олень", "Песенка о шпаге", "Крылатые качели", "Песенка о лете" и многих других. Ему было 85 лет. Композитор умер от двусторонней пневмонии, сообщила его дочь Мария Крылатова. …