Новости

» » » Тарас Штонда в Бресте: всё, что я ни делал в жизни, по сравнению с пением не выдерживало

Тарас Штонда в Бресте: всё, что я ни делал в жизни, по сравнению с пением не выдерживало

Приезд на фестиваль классической музыки «Январские музыкальные вечера 2020» знаменитого оперного певца, Народного артиста Украины Тараса Штонды, конечно, вызвал большой интерес у публики.

 Его бас звучал на  многих оперных сценах мира -- в Великобритании, Испании, Италии, Швейцарии, Нидерландах, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции, Бельгии, Германии, Чехии, Сербии, Польши, Словении, Бразилии, Южной Корее, Китае, Японии и др. А вечером 9 января чудесный голос наполнил Брестский театр драмы с большой сцены.

Тарас сразу покорил поклонников классической музыки – своим талантом, мастерством исполнения и обаянием. Таким же обаятельным он предстал перед нами и за кулисами, куда мы поспешили сразу после первого отделения концерта.

-- Пожалуйста, только недолго, мне же ещё во втором отделении выступать – два выхода, чтобы хватило голоса для качественного пения, -- попросил артист и пригласил в гримёрку.

 -- Тарас, Вы в Бресте впервые, а в Беларуси?

-- В Беларуси я уже выступал. Последний мой приезд в Минск – в 2004 году на Дни культуры Украины. В Бресте я впервые. И хочу сказать, что всегда рад выступать перед новой публикой, хотя это очень волнующий и ответственный момент. Тем более меня сегодня так громко объявляли – Лилия Григорьевна так решила.

-- Но ведь это так и есть.

-- Да, я немало спел в ведущих оперных европейских театрах. В июле, например, выступал в королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне, -- всё, о чём мечтал, сбывается. Но вы знаете, не главное быть хорошим певцом. Главное – это здесь и сейчас. Нужно спеть так, чтобы понравиться слушателям, чтобы завоевать их сердца. И неважно, где ты выступаешь – в королевском театре или небольшом городе. Вчера на репетиции мы долго обсуждали, с какими номерами мне выходить. Что-то оставили из заявленной программы, что-то добавили – как сюрприз для публики.

  -- Тарас, Ваши впечатления о Бресте?

-- Они ещё небольшие – я немного успел увидеть. Но то, что увидел, мне понравилось. Это прекрасный чистый город. Красивый вокзал. Тёплый приём. Замечательная внучка Лилии Григорьевны – она меня встречала, красивая девушка. Уютная гостиница… Брест мне напомнил Европу, каковой вы и являетесь.

-- Скажите, есть ли в Украине подобные фестивали классической музыки?

-- У нас в Украине с этим не очень. Есть, конечно, другие фестивали – фестиваль молодых композиторов, например, очень большой и популярный, где творческие люди могут себя показать. Из фестивалей для исполнителей назову музыкальный форум в Одессе и Харькове. А в Киеве, к сожалению, подобных международных фестивалей нет. Есть отдельные проекты, где принимают участие исполнители из разных городов страны, но фестивалями они не называются.

-- Самая лучшая – музыкальная Украина моей мечты -- осталась в моём детстве. На пластинках, которые слушал. Сейчас у нас хорошая оперная сцена, лучшие кадры приглашаем. Но почему-то во мне живёт ностальгия по тем спектаклям, которые я слушал, будучи маленьким – в 60-70-х годах прошлого века. Хотя мне очень нравится мой театр сегодня, хочется вернуться в сказку детства.

 -- Как Вы попали в Большой театр России?

-- Я выиграл перед поездкой в Москву международный конкурс  им. Г. Свиридова, получил первую премию, меня там услышали великие люди. И Александр Ельников – отец дирижёра Большого театра – пригласил на прослушивание в Москву. Я приехал и остался там на 17 лет. Дебютировал в партии Досифея («Хованщина» М. Мусоргского – прим.авт.). Затем исполнял партии Руслана («Руслан и Людмила» М. Глинки), Кочубея («Мазепа» П. Чайковского), Бориса Годунова и Пимена («Борис Годунов» М. Мусоргского) и другие. В качестве приглашённого солиста пою в Большом уже 18-й год.

-- Какой Ваш самый большой успех за всю карьеру оперного певца?

-- Наверное, нужно брать самые крупные города – Мюнхен, Копенгаген, Женева, Большой театр России, Мариинский театр, королевский Ковент-Гарден в Лондоне … Но вы знаете, это не обязательно самые большие театры. Однажды я пел партию в небольшом немецком городке Киле – и запомнил своё выступление навсегда, так тепло реагировала публика. Вообще, я пою уже 28 лет, много где выступал -- от сельских клубов до мировой оперы, и так трудно выбрать что-то одно…

-- Что Вы можете пожелать начинающим исполнителям?

-- Надо запастись терпением и очень хорошо петь. Вначале, конечно, определится трудно -- твоё это или нет. Обязательно нужно, чтобы рядом был хороший старший товарищ, который бы сказал -- стоит заниматься пением или нет. Если есть талант, успех -- обязательно пой. Но если тебе совсем не сопутствует успех, если ты не чувствуешь этой чудесной лёгкости в пении, не получаешь от пения удовольствия, то в этом случае нужно подумать и решить заняться чем-то другим. Потому что очень большая трагедия в жизни, и я это наблюдал, когда человек с амбициями, а у него ничего не получается. Потому что нужно, чтобы был талант – чтобы немножко Бог поцеловал, без этого ничего не получится.

 -- Вы, наверное, мечтали петь с детства?

-- Да, мечтал. Вернее – с самого детства пел. В подростковом возрасте я, правда, замолчал надолго.

-- Почему?

-- Потому что стеснялся. Как так, я же играл в футбол с мальчишками, а тут петь! Я даже скрывал от них, что учусь в музыкальной школе. А потом лет в 15-16 мне подарили пластинку Шаляпина, и я стал петь под него, вместе с ним – и мне казалось, что наши голоса так хорошо сливаются, и что я очень хорошо пою. Но со временем я понял: одно дело – петь под пластику, а другое – постичь тайну великого искусства Шаляпина, которая недостижима. Но поднимаясь к ней, можно достичь успеха. Я хочу подчеркнуть, что искусство пения Шаляпина – высота недосягаемая, так никто не поёт.

-- В общем, музыка победила футбол… Или им до сих пор увлекаетесь?

-- Времена уже не те. Сейчас мне 53 года, и во дворе у нас уже никто не играет в футбол. Поэтому я перешёл в разряд болельщиков, хотя в прошлом имел полный стаж дворового футбола. Но я всегда знал, что хорошо я умею делать только одно – петь. Никакую другую профессию я не рассматривал в качестве своего будущего. И всё, что я ни делал в жизни, по сравнению с пением не выдерживало. Я вожу машину – но как любитель. Я играю на пианино – как любитель. В футбол – как очень-очень любитель. Но хорошо я могу только петь.

 -- Тарас, скажите, а как Вы отдыхаете – от пения, гастролей?

-- Я очень общительный человек, люблю людей, друзей, женщин – как можно не любить самое прекрасное на свете. Бывает, нужен экстремальный отдых, когда слишком устал – тогда просто лежишь и молчишь. Какого-то хобби у меня нет.

-- Жизнь вся посвящена музыке.

-- Да, музыке и просто самой жизни.

Наташа ПАРМОН (фото и видео автора)

 Кое-что о знаменитом артисте:

Тарас Борисович Штонда (род. 1 декабря 1966, Киев, СССР) -- украинский оперный певец (бас), солист Национальной оперы Украины, приглашённый солист Большого театра, народный артист Украины (2008).

В 1993 году окончил Киевскую консерваторию им. П. Чайковского. C 1992 года — солист Национальной оперы Украины. С 2002 года выступает в Большом театре как приглашённый солист.

В 2006 году снялся в фильме-опере «Запорожец за Дунаем» (по опере С. Гулака-Артемовского, режиссёры Н. Засеев-Руденко, О. Ковалева).

Лауреат международных вокальных конкурсов, среди которых: Международный конкурс им. Х. Гаярре (III премия, Памплона, 1996 г.), Международный конкурс им. Ф. Виньяса (II премия, Барселона, 1997 г.), Гран при Марии Каллас (I премия, Афины, 1997 г.), Международный конкурс им. Бюль-Бюля (II премия, Баку, 2000 г.), Международный конкурс им. Г. Свиридова (I премия, Курск, 2001 г.).

В 1999 г. был удостоен звания «Заслуженный артист Украины», в 2008 г. — звания «Народный артист Украины».

С 1992 г. -- солист Национальной оперы Украины. На сцене этого театра исполнил ведущие роли басового репертуара, среди которых: Король Филипп («Дон Карлос» Дж. Верди), Захария («Набукко» Дж. Верди), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Борис Годунов и Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского), Досифей («Хованщина» М. Мусоргского), Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Кочубей («Мазепа» П. Чайковского), Король Рене и Эбн-Хакиа («Иоланта» П. Чайковского), Князь Игорь и Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина), Алеко («Алеко» С. Рахманинова), Тарас Бульба («Тарас Бульба» Н. Лысенко) и др.

В 2002 г. дебютировал в Большом театре России в партии Досифея («Хованщина» М. Мусоргского). Затем исполнил партии Руслана («Руслан и Людмила» М. Глинки), Кочубея («Мазепа» П. Чайковского), Иоганна Фауста («Огненный ангел» С. Прокофьева), Священника («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича), Короля Рене («Иоланта» П. Чайковского), Бориса Годунова и Пимена («Борис Годунов» М. Мусоргского), Бориса Тимофеевича («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича).

Гастролирует в Великобритании, Испании, Италии, Швейцарии, Нидерландах, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции, Бельгии, Германии, Чехии, Сербии, Польши, Словении, Бразилии, Южной Корее, Китае, Японии и других странах.

Принимал участие в международных музыкальных фестивалях: «Пражская осень» (Чехия, 2003, 2006 гг.), Международный Шаляпинский фестиваль (Казань, 2006 г., 2014 г.), Люблянский фестиваль (Словения, 2007, 2013 гг.), Савонлиннский фестиваль (Финляндия, 2007 г., спел Бориса Годунова в спектакле Большого театра; 2015 г.), «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург, 2013 г.), Мюнхенский оперный фестиваль (Германия, 2013 г.), Глайндборнский оперный фестиваль (Великобритания, 2014 г.) и других.


+2
 

Это тоже интересно

В Беларуси пройдет защита диссертации по выращиванию арбузов

В Беларуси пройдет защита диссертации по выращиванию арбузов

Автор кандидатской диссертации - Сергей Волосюк, преподаватель кафедры ботаники Брестского государственного университета А.Пушкина. …