Дави Обломова по капле! Рецепт от главного режиссера Брестского театра Тимофея Ильевского 25-11-2019, 14:46 Праздники, события / Видео / Популярное / Концерты, театр и кино Как Чехов выдавливал «из себя по капле раба», так и нам, господа современники, нужно давить из себя по капле Обломова. Каждый день. Желательно -- с утра и натощак. Это то, что «доктор прописал» в лице главного режиссёра Брестского театра драмы Тимофея Ильевского, который собственноручно написал сценарий и поставил «рутинную трагедию в жанре русской дрёмы в 2-х действиях» (как обозначен спектакль в титрах). Как раз к 160-летию с момента публикации романа Ивана Гончарова «Обломов». Этот огромнейший роман, как считали мы в школе, когда его проходили (неподъёмнее разве что «Война и мир» Толстого), входит в трилогию вместе с «Обыкновенной историей» и «Обрывом», являясь её второй частью. И, надо сказать, что в школьном периоде я его осилила, что было сродни ученическому подвигу -- все 448 страниц мелким шрифтом в издании 1980 года. Засыпала, но читала, проникаясь двояким чувством (жалостью и возмущением) к главному герою. Юношеский максимализм, знаете ли, -- второе ощущение явно брало верх. И вот спустя …надцать лет я вернулась к «Обломову» -- на этот раз в постановке Брестского театра драмы. И удивилась, как можно было втиснуть почти 500 страниц (а в издании 2012 года -- все 640!) в 30-ти листовой сценарий, и при этом не только не исказить смысл эпохального произведения, но и раскрыть его для современного зрителя. И я ни разу не зевнула! Хотя обозначенный жанр «русской дрёмы» якобы должен соответствовать… Гончаров писал своего «Обломова» 12 лет (с 1847 по 1859 год). Ильевский работал над написанием пьесы и постановкой 5 месяцев. Спектакль в 2-х действиях идёт 2 часа 40 минут. Обсуждать его можно часами и даже днями. Потому что в нём -- всё такое родное и до боли знакомое! Мягкий диванчик, с которого не хочется вставать. Уютный халат с жирными пятнами, который не хочется снимать. Проблемы со всех сторон, которые не хочется решать. И любовь, отрывающая от сладкого забвенья, которую проще прогнать, чем принять. Критик Добролюбов ещё тогда называл «Обломова» Гончарова «знамением времени». Что ж, история повторяется по спирали -- сегодня «обломовщина» с новым лицом, но старыми привычками. И не важно, что 160 лет назад на диване валялись просто так, а сейчас с мобильником или пультом от телевизора. Суть остаётся прежней. Радует только одно -- что не перевелись на земле Штольцы (в переводе с немецкого «штольц» -- гордость), благодаря которым эта земля всё-таки вертится и которые для «обломовщины» -- что углекислый газ с азотом для болота: запах неприятный, но стоячую воду будоражат. А ещё во время спектакля я словила себя на Библейском откровении -- это же притча о талантах! Её знают все, даже неверующие -- когда хозяин таланты раздал, а сам уехал в далёкую страну. Один раб их закопал (чтоб сохранить), а другой -- пустил в оборот и приумножил. И вернувшись хозяин отобрал талант у зарывшего и отдал его умножившему -- «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Так и Обломов лишился всего, что имел и мог иметь -- способностей, имения, денег, друзей, любви… А Штольцу «перепала» любимая женщина Обломова, а после ранней смерти главного героя и его сын Андрей, которого Штольцы взяли на воспитание. За кулисами Самое сложное для журналиста -- это застать за кулисами после премьеры артистов, чтобы помучить умными (и не очень) вопросами. «Моветоном» считается, когда вслед за опущенным занавесом ты прямо из зала заходишь на сцену. Но по-другому актёров не поймаешь -- если ты по всем правилам, с этажа на этаж, коридорами, дойдёшь до гримёрок, их уже и след простыл (как будто все в армии учились одеваться-раздеваться пока горит спичка!). Так что в театральном «моветоне» я всегда первая, как говорится «пардон Пармон». На этот раз так быстро успела заскочить под занавес, что словила целый «любовный треугольник» -- актёров Сергея Петкевича (Обломов), Алексея Щербакова (Штольц) и очаровательную Татьяну Строк (Ольга). -- Сергей, как вам роль Обломова далась? Вы такой активный человек, а тут большую часть лежали на диване? -- Да, мы ему ручки-ножки обрубали на репетициях, а то он у нас очень подвижный актёр, -- смеётся Татьяна Строк. -- А я считаю, что Сергей себя готовил с предыдущей роли -- с Пиньона. Он там уже привыкал к дивану немножко. Там он на диване сидит, а здесь уже лежит, -- подхватывает шутливый тон Алексей Щербаков. -- Да целый год я готовился, -- поддерживает шутки актёров Сергей Петкевич. -- Вначале я в спектакле «Театр одного зрителя» сидел в кресле. В «Дорогом сокровище» сидел на диване. В «Мещанской свадьбе» привык к тому, что всё время на сцене. И вот тут, в «Обломове» -- то посижу, то полежу и со сцены не ухожу… -- И всё-таки, если серьёзно, что было самым сложным? -- Было тяжело, конечно. Материал очень неподъёмный. А самое трудное то, что я не вижу, что происходит на сцене. Я впереди лежу на диване, краем глаза вижу зрительный зал, а что у меня за спиной -- я не знаю. Иногда на репетициях голову подниму, гляну за спину -- там так всё интересно! И всё проходит мимо меня -- я всё время лежу и только представляю, что там совершается. -- Ну правильно, как сам Обломов -- лежал и представлял всё время, фантазировал… Вообще, как считаете, «Обломов» сегодня актуален? -- На 100 процентов! Через одного человека ткни -- попадёшь в Обломова. -- Да, в каждом из нас живёт Обломов… -- В большей или меньшей степени это так. Уж я какой лентяй, люди!.. Работа -- хоть одна отдушина, где можно побегать-попрыгать. Моё любимое занятие дома -- завалиться на диван, телевизор включить и всё. -- Мне кажется, это любимое занятие дома любого мужчины -- прийти вечером, завалиться на диван… -- …И думать крепкую думу о судьбе человечества. -- А вам как роль Штольца? -- обращаюсь к актёру сыгравшего положительного героя Алексею Щербакову. -- Критики того времени считали Штольца идеальным. -- Пока работаю. Не скажу, что прямо я вот с ним сросся. Спектакль новый, нужно обкатать роль, проверить одно, второе, третье на зрителях. -- Ну вы считаете, что Штольц -- идеальный человек, или просто другой -- просто немец? -- Я считаю, что идеальный. Не хочу раскрывать всех секретов, что именно вкладывал в постановку режиссёр, но основные две канвы -- это «обломовщина» и ... -- «Штольцевна», -- подначивает Сергей Петкевич. -- Этакое противопоставление чувствуется с первых минут постановки. Политический такой спектакль получается… -- Ну он и политический, и жизненный, -- говорит Алексей Щербаков. -- Вы посмотрите на наш автомобиль и на немецкий автомобиль -- разница есть. Хотя никто не запрещает делать, инвестировать… -- Татьяна, у вас такая романтичная роль, -- обращаюсь к актрисе. -- Но Ольга в «Обломове» была и очень умной женщиной, образованной. -- Конечно, она понимала Обломова и хотела его поднять с дивана, вытащить из болота. По роману он за ней бегал, они много времени проводили вместе, гуляли, общались… Ольга в романе в трёх частях присутствует. Жаль, что в спектакле её «обрезали» и действие очень быстро разворачивается: тут они познакомились, тут у них сразу любовь, тут уже расстались. -- Да, то, что в школе читали особенно внимательно, тут прошло с ускорением… А как вы думает, кого Ольга любила по-настоящему -- Обломова или Штольца. Критики того времени много спорили об этом. -- Я, наверное, отвечу словами Ольги: «Мне Бог послал эту любовь, и нужно любить». Но так получается, что Обломов не смог сделать определённые шаги к совместному счастью с Ольгой, поэтому верным спутником оказался Штольц. -- Критики писали, что раз Ольга Ильинская, а Обломов Илья, значит, она предназначалась ему, -- поддерживает тему Алексей Щербаков. -- Но в романе есть место (в спектакле нет), где Штольц убеждает Ольгу, что её чувство к Обломову было ошибкой, а настоящая любовь -- это то, что у них. -- Короче, вопросов много и в книге, и в спектакле -- пусть зритель сам разбирается, пусть думает. -- На самом деле мы, как актёры, тоже не даём себе точного ответа, -- говорит Татьяна Строк. -- Мы тоже, каждый раз выходя на сцену, думаем, размышляем… -- И в самой инсценировке нет точки, -- дополняет Алексей. -- Там идёт многоточие. У Гончарова там точка стоит -- с «обломовщиной» пора заканчивать, крепостное право отменили… А в нашем спектакле -- многоточие. … Я возвращалась из театра поздно вечером, и холодный порывистый ветер пытался выдуть из меня тёплые мысли. -- Ведь всё дело в халате! -- думала я. -- Как хорошо, что мой новенький, махровенький, уютненький халат (мечта любой Барби) уже лет 10 висит в шкафу. А вот надела бы я его сегодня утром, и на спектакль бы точно не попала. Почему?.. Снимайте халат и идите в театр! А там ищите ответ и на этот вопрос. До нового года премьера «Обломов.ру» пройдёт только 11 декабря. Не пропустите! Боролась с халатом и «обломовщиной» Наташа ПАРМОН (фото и видео автора) ПРЕМЬЕРА! "ОБЛОМОВ.RU" 16+ рутинная трагедия в жанре русской дрёмы в 2-х действиях Постановщики: Режиссёр-постановщик и автор инсценировки: Тимофей Ильевский Художник-постановщик: Фёдор Колодич Художник по костюмам: Ольга Алексеюк Пластика: Ольга Жук В ролях: Сергей Петкевич, Николай Маршин, Алексей Щербаков, Татьяна Строк, Татьяна Зеленко, Вячеслав Цыцковский, Олег Бузук, Сергей Кондратюк, Михаил Ильич, Геннадий Чуриков, Татьяна Волчецкая, Тамара Моисеенко, Иван Гизмонт, Евгений Богомолов. +2 Поделиться