Новости

» » » Новый сезон в Брестском театре открыла «Мещанская свадьба» от Игоря Казакова

Новый сезон в Брестском театре открыла «Мещанская свадьба» от Игоря Казакова

Думаю, Бертольт Брехт был бы доволен, если бы увидел премьеру своей пьесы «Мещанская свадьба» в Брестском театре драмы. Тот культ мещанства, с которым автор боролся всю жизнь, в постановке Игоря Казакова был просто разорван в клочья, как свадебная рыба, и сметён со стола.

 Свою «свадьбу» Брехт написал в 21 год (как раз 100 лет назад), совсем «зелёным» автором, под влиянием событий Первой Мировой войны. И она, как и другие 4 одноактовые пьесы, не могла найти режиссёра, который бы согласился её поставить.

Потому что никак нельзя посягать на «святое» -- устои общества, даже если они погрязли в мещанстве и прогнили от лицемерия.

Но устои жизнь постоянно проверяет на прочность, как и добротную (на первый взгляд) мебель. Если нет внутри прочного стержня нравственности, всё может рухнуть в одночасье и даже такое ответственное (торжественное, значительное, трогательное и прочее «-ное») событие, как свадьба, превратить в фарс.

Именно в такой фарс и обратил «Мещанскую свадьбу» Брехта режиссёр Игорь Казаков со своей постановочной группой. 

Раскрывать всех секретов не буду, потому что не нужно и невозможно описать словами какой на вкус была свадебная рыба или на взгляд -- платье невесты. Лучше увидеть и попробовать самим -- следующий премьерный показ спектакля состоится 26 сентября в 19.00.

Скажу только, что в спектакле много трюков (которые артисты выполняют без дублёров, естественно, это не кино) и много гэгов (комедийных приёмов, в основе которых лежит очевидная нелепость). И конечно, Брехтовский «эффект очуждения» -- как способ представить явление с неожиданной стороны. 

За кулисами

Игорь Казаков в театре 13 лет, почти 10 из них проработал режиссёром Могилёвского театра кукол. Его спектакли, как для детей, так и для взрослых отмечены различными премиями и дипломами, признаны победителями республиканских и международных конкурсов. Критики говорят, что каждая постановка режиссёра -- это как прорыв к новым идеям, формам, воплощению. 

-- Драматические спектакли в чистом виде -- это не мой конёк, -- делится режиссёр после премьеры. -- Но мне такой опыт очень интересен. Большинство моих спектаклей, естественно, кукольные. И прикосновение к живому актёру -- работа с живым актёром -- где-то сложнее, где-то легче, но это очень полезно. И для меня это было безумно интересно.

-- Игорь, скажите, почему «Мещанская свадьба»? Эта пьеса Брехта -- не самая известная…

-- А почему нет?..  Я поставил более 35 спектаклей, но Брехт -- это такая скарбница драматургии, и рано или поздно каждый режиссёр мечтает прикоснуться к этому материалу, потому что он очень сложный. Брехт не бывает полумерой -- он случается или не случается. Для меня была большая радость -- прикоснуться к его материалу. Тем более что проблема, описанная в пьесе, сегодня очень остра. Мы все живём какими-то химерами и всё чаще и больше воспринимаем не суть явлений, а внешнюю их оболочку, какие-то обёртки. Мы с этим ощущением ходим в церковь -- положено крест накладывать, значит, накладываем. И это во всём -- поверхностный взгляд на многие вещи.

-- Было и смешно, и грустно одновременно…

-- Это правильно. Горький смех он самый правильный. Вообще смех по своей природе -- очень острый. Всегда смешно, когда человеку больно -- когда он падает. И Брехт, в этом смысле, своих персонажей просто бросает в омут.

-- Вы привезли с собой свою постановочную группу?

-- Да, у меня очень крутая постановочная группа -- это постановочная группа мечты. Художник-постановщик Миша Лашицкий сделал прекрасную сценографию. Он предложил идею -- открытки 30-40 годов. И в каком-то смысле они должны быть такие -- рисованные, «плоские». Вообще, мы с ним придумали, что это будет пародия на людей. Ведь Брехт и писал такие пародии, карикатуры. С Леонидом Павленок мы уже 5 спектаклей выпустили, и для «Мещанской свадьбы» он написал классную музыку, создающую атмосферу этой свадьбы, потому что мы долго мучились, искали музыкальный образ свадьбы: какой она должна быть. И мне кажется, Лёня написал крутейшую музыку. Рома Каганович -- режиссёр по пластике -- сделал очень много смешных гэгов, которые актёры классно реализовали. Всё это было такое -- на грани лёгкого сумасшествия. Здесь практически каскадёрские трюки, и не каждый актёр готов к такой работе.

-- Кстати, как работалось с брестскими актёрами?

-- Работалось замечательно. Ребята все славные. Этот спектакль -- это такая большая авантюра, как плаванье Колумба открывать Америку. И они прыгнули просто с головой в омут. Решение мы предложили достаточно сложное: здесь нужно было держать жанр, а гротеск вообще нелёгкий для исполнения; здесь бешенный темп спектакля, много трюков, много гэгов. Но, мне кажется, ребята отлично справились...  Вообще, театр радушно встретил все наши капризы и авантюры. В спектакле -- сложные декорации, такие трюковые и позволяющие раскрыть идею. А у Брехта это очень важное звено -- халтурно склеенная на быструю руку мебель разваливается, как прогнивший сарай, и постепенно развенчивает образ свадьбы, превращая её в катастрофу. Очень важно было найти правильное решение, и театр любезно разрешил нам импровизировать, пробовать.

-- Реакция публики на премьере вам понравилась?

-- Реакция понравилась. Во многих местах она была неожиданной. Привыкаешь к нескольким формам юмора -- юмору в тексте, ситуации и юмору в том, что делает актёр на сцене. Но зритель всегда вскрывает какие-то неожиданные моменты, которые не знакомы ни нам, ни актёрам, и это приносит удовлетворение.

В таком стиле и ритме на брестской сцене спектаклей ещё не ставили. Досталось и актёрам, которым пришлось выполнять сложные трюки, несмотря на рост, возраст и семейное положение (это я уже вошла во вкус и тоже шучу). Но если без шуток, на репетициях не обошлось без синяков. Хотя сами артисты говорят, что это мелочи, главное, чтобы зритель оценил их старания.

Екатерину Яцкавец (она сыграла невесту), как хотели, крутили, вертели, вниз головой и по столу. Актрису Наталью Лобко доставали из стула, в который она провалилась. Геннадию Чурикову с его бархатным баритоном пришлось весь спектакль говорить фальцетом. Алексей Щербаков всё время ходил с перекошенным лицом. И на протяжении всего действа актёры бегали, падали, танчили и держали ярый темп. 

 -- Вообще, конечно, было тяжеловато, -- говорит после премьеры, вытирая пот со лба, ведущий актёр сцены Сергей Петкевич, сыгравший в «свадьбе» отца невесты. -- Этот спектакль чем-то сродни мультипликации, где важна картинка и точное голосовое сопровождение. Заметьте, своим голосом я не разговаривал на сцене, как и 90% других актёров. Сегодня, когда играли, получали удовольствие -- спасибо зрителю, он нас поддерживал. Но репетиционный период был тяжёлый. Во-первых, знакомство с новым режиссёром, его постановочной группой, его мнением, видением. Долго мы находили консенсус, долго мы пытались сложить всё воедино -- зато всё получилось.

Потешалась над Брехтовской «свадьбой» и вспоминала свою (с которой удрала вместе с женихом) Наташа ПАРМОН (фото и видео автора)

ПРЕМЬЕРА! "МЕЩАНСКАЯ СВАДЬБА" 18+ комедия

Бертольд Брехт

Постановщики:

Режиссер-постановщик: Игорь КАЗАКОВ

Художник-постановщик: Михаил ЛАШИЦКИЙ

Режиссер по пластике: Роман КАГАНОВИЧ

Композитор: Леонид ПАВЛЕНОК

 В ролях:

Сергей Петкевич

Екатерина Яцковец

Ольга Жук

Михаил Ильич

Олег Бузук

Наталья Лобко

Алексей Щербаков

Геннадий Чуриков

Тамара Моисеенко


 

 

 

 

 

 

 

 


+1
 

Это тоже интересно

Максим Покровский подал заявление в полицию на Диму Билана

Максим Покровский подал заявление в полицию на Диму Билана

2 июля на этой же сцене должен был выступить Максим Покровский со своей группой, его концерт в итоге не состоялся. …