«Белая Вежа 2019»: Константин Райкин выступил в Бресте с поэтическим моноспектаклем 18-09-2019, 13:59 Ценные люди / «Белая вежа» Народного артиста России, руководителя московского театра «Сатирикон», известного актёра театра и кино Константина Райкина Брест ждал с нетерпением. Смотрите также: "Белая Вежа 2019": аншлаг и фурор классического балета "Сотворение мира" «Белая Вежа 2019»: Могилевский театр привез в Брест спектакль по Быкову «Белая Вежа 2019»: в ночь на пятницу 13-е в театр пришел «Вий» от «Студиозов» «Белая Вежа 2019»: обличительная мопассановская «Пышка» от Оренбургского драмтеатра «Белая Вежа 2019»: любителям боевиков - «Продукт» от Алексея Борис из Германии «Белая Вежа 2019»: «Мой Марат» - ностальгия по чистоте чувств от театра с Таганки «Белая Вежа 2019»: пацанская компания #театр_чё и его истории про мам «Белая Вежа 2019»: карабахская война глазами 12-летней Нарине Григорян «Белая Вежа 2019»: дневник Анны Франк в постановке Тюменского драмтеатра XXIV Международный театральный фестиваль "Белая вежа" открылся в Бресте Его приезд в город над Бугом -- настоящий подарок от организаторов XXIV Международного театрального фестиваля «Белая Вежа». В зале ООКЦ в воскресенье 15 сентября были аншлаги -- и на выступлении его воспитанников «Высшей школы сценических искусств. Театральной школы Константина Райкина», и на его поэтическом моноспектакле «Обычные слова». Журналисты и фотокорры сидели прямо на ступеньках, дабы сделать пару эффектных кадров маэстро сцены. Но снимать во время спектакля категорически запретили, не только, чтобы не отвлекать артиста, но и потому, чтобы зрителю ничего не мешало воспринимать и меняться. -- Во время хороших спектаклей люди очень меняются, -- говорил Константин Райкин. -- Особенно в темноте, когда их никто не видит. Правда, потом при свете они возвращаются в своё прежнее состояние -- такие вот интересные метаморфозы случаются. Но в зале, в темноте, с ними происходит нечто божественное -- меняется их естество, внутреннее содержание, они наполняются божественным, очищаются. Два часа маэстро сцены читал стихи Давида Самойлова, Николая Заболоцкого, Николая Рубцова, Осипа Мандельштама, Лопе де Вега и, конечно, Александра Пушкина. -- Беларусь -- это отдельное место, святое, -- делился народный артист. -- Так меня научили, а потом жизненный опыт это подтвердил. Я говорю это притом, что абсолютно интернациональный. Есть народы прекрасные, а есть особо прекрасные. И я считаю, что у нас единое культурное пространство, прежде всего основанное на языке. И гордость русского языка -- эти великие поэты. Они, как правило, проживали страшные мучительные жизни. Смотрите. Расстрелянный Гумилёв. Повесившаяся Цветаева, доведённая до самоубийства. Повесившийся, а скорее всего убитый, Есенин. Застрелившийся Маяковский. Изгнанный из страны Бродский. Уничтоженный в сталинском лагере Мандельштам. Преданный народному позору и вскоре скончавшийся Пастернак. Великие наши поэты ХХ века -- гордость национального языка, гордость нашей культуры. Им ставят памятники, их именами называют улицы, площади -- после смерти. А при жизни их гнобят, гонят, не терпят. И главное, что выводов не делают никаких. И тогда. И до сих пор. Потому что нет внятного отношения к прошлому. Нет желания покаяния, чтобы навсегда это оставить в прошлом. Потому нет уверенности, что это не повторится. И выглядит это всё глупо (глупо -- это в лучшем случае), выглядит это всё трагично и тревожно. Это же не вера, чтобы людей убивали, а потом памятники ставили. Что за один и тот же порочный круг!.. Куда-нибудь выйти из этого порочного круга. Для этого культура нужна. Для этого нужно достаточно много культуры. Неслучайно Константина Райкина в декабре 2016 года Ассоциация театральных критиков назвала «Человеком года» с формулировкой «за смелость и бескомпромиссность в отстаивании свободы творчества». Он не робея начинал полемику о цензуре в искусстве на съезде «Союза театральных деятелей России», не боится высказывать по этому поводу своё мнение и на концертах перед публикой. К слову, Константин Райкин первым в СССР начал исполнять со сцены стихи Осипа Мандельштама в их неподцензурной редакции. Брестчане горячо встречали маэстро сцены на поклоне, дарили цветы, осыпали аплодисментами и криками «браво!». Кто-то даже передал ему свои рукописи. Очищалась через «Обычные слова» Наташа ПАРМОН (фото автора) Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде, в семье Аркадия Исааковича Райкина. В 1967 году закончил физико-математическую школу-интернат № 45 при Ленинградском государственном университете (ЛГУ). В 1971 году окончил театральное училище имени Б. В. Щукина (курс Юрия Катина-Ярцева). В том же году Константин Райкин был приглашён Галиной Волчек в театр «Современник», на сцене которого играл десять лет. За это время он сыграл в театре 38 ролей, из них 15 главных в спектаклях по Ф. Достоевскому, Салтыкову-Щедрину, Шекспиру и др. В 1981 году перешёл в Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина. В 1982 году театр переехал в Москву и стал Государственным театром миниатюр, а с 1987 -- Московским театром «Сатирикон». В этот период вместе с отцом он сыграл спектакли «Его Величество Театр» и «Мир дому твоему». В 1985 году состоялась премьера авторской сольной программы Константина Райкина «Давай, артист!», где он в одном лице предстал перед зрителями как конферансье, актёр, певец, собеседник, чтец-декламатор и танцор. С этой программой эффектных перевоплощений, явившей многогранность его таланта, Райкин в годы перестройки выступил на сотнях площадок по всему СССР. В 1985 году Райкину было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. С 1988 года Константин является художественным руководителем театра «Сатирикон». С 2001 года Райкин стал руководителем курса в Школе-студии МХАТ. В 2012 году создано Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа сценических искусств. Театральная школа Константина Райкина». В кино Константин Райкин дебютировал в маленькой роли в военной картине «Командир счастливой „Щуки“». Широкую известность ему принесли роли в фильмах «Много шума из ничего» (1973) и «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). Причём во время съёмок второго все трюки актёр выполнял сам, без дублёра. Большой зрительский успех сопутствовал Райкину после главной роли в музыкальной ленте режиссёра В. Воробьёва «Труффальдино из Бергамо» (1976). В другом музыкальном фильме -- «Остров погибших кораблей», снятом Е. Гинзбургом и Р. Мамедовым в 1987 году, он также сыграл одну из главных ролей (Шолом). В 1988 году -- роль Соланж в спектакле «Служанки» (пьеса Жана Жене, режиссёр Роман Виктюк). Драматический дар Константина Райкина и его мастерство перевоплощения ярко проявились в картине «Тень, или Может быть, всё обойдётся» (1990), поставленном М. Козаковым по пьесе Евгения Шварца, где актёр исполнил две роли -- Учёного и его Тени. В 2002 году он сыграл знаменитого сыщика Эркюля Пуаро в мини-сериале «Неудача Пуаро». +2 Поделиться