Новости

» » » «Белая Вежа 2019»: в ночь на пятницу 13-е в театр пришел «Вий» от «Студиозов»

«Белая Вежа 2019»: в ночь на пятницу 13-е в театр пришел «Вий» от «Студиозов»

Ну, правильно, когда же ещё смотреть «Вия» как не в пятницу 13-е да ещё в полнолуние!? Так удачно срослось на «Белой Веже», что спектакль (а точнее -- страшную шутку) театральная студия «Студиозы» из Минска презентовала зрителю именно в этот вечер.

Смотрите также: 

«Белая Вежа 2019»: обличительная мопассановская «Пышка» от Оренбургского драмтеатра

«Белая Вежа 2019»: любителям боевиков - «Продукт» от Алексея Борис из Германии

«Белая Вежа 2019»: «Мой Марат» - ностальгия по чистоте чувств от театра с Таганки

«Белая Вежа 2019»: пацанская компания #театр­_чё и его истории про мам

«Белая Вежа 2019»: карабахская война глазами 12-летней Нарине Григорян

«Белая Вежа 2019»: дневник Анны Франк в постановке Тюменского драмтеатра

XXIV Международный театральный фестиваль "Белая вежа" открылся в Бресте

 Что вообще молодые люди знают о Вие? Что это кино, где снялся Саша Петров?.. А если загуглить?..

Так, совершенно обыденно, начинается студенческая тусовка, на которой молодёжь никак не выберет, какого страшного духа (для прикола, конечно) ей вызвать. Вий из повести Николая Гоголя всё-таки обошёл всех конкурентов (спасибо, Алиса!). Маленькое детское заклинание и… понеслось!..

 Честно скажу, в малом зале БАТД было очень темно (снимать невозможно ни фото, ни видео).

Местами страшно. Когда в темноте прямо перед твоим лицом возникает чья-то подсвеченная физиономия, от неожиданности адреналин трансформируется в мурашки. И если бы вдруг кто-то закричал: «Мышь!», я бы первая вскочила на стул ногами.

Кой-где смешно. На выпученные от страха глаза семинаристов без улыбки смотреть сложно.

Временами удивлённо. Оказывается мобильники можно использовать совсем не для звонков и селфи, а из обычных стульев делать не только места для сидения.

 А ещё было очень литературно. Ведь, по сути, весь спектакль студенты просто читали Гоголя. Его оригинальный текст, который и сам по себе очень «смачны», и к тому же будит не менее «смачныя» картины воображения.

 За кулисами

 -- Ребята, кто из вас в прошлом году был на «Белой Веже»? -- спрашиваю я у взбудораженных «Вием» артистов.

-- Мы все практически были этим составом.

-- Ну вас и штормит! В прошлом году Библейские картины ставили (смотреть здесь), а в этом нечисть нам привезли…

-- Да, мы такие!

-- А почему вы решили поставить Гоголевского «Вия»? Тоже насмотрелись Саши Петрова? -- обращаюсь к руководителю студии Вячеславу Сащеко.

-- Нет, над спектаклем мы начали работать до Саши Петрова, -- смеётся Вячеслав. -- Вообще-то это восстановленный спектакль со вторым набором студентов. С первым составом он был поставлен уже давно. А идея возникла после пьесы Нины Садур «Панночка» -- я подумал, разомнёмся сначала на «Вие» материал, а потом перейдём к большой пьесе. Но как-то так из этой «разминки» постепенно вырос спектакль.

 -- Молодёжь любит всякие такие страшилки. Наверное, с энтузиазмом восприняла идею спектакля?

-- Да, с восторгом. Молодёжь всегда стремиться влезть во что-то такое, куда, возможно, лезть совсем не надо. Так что студенты восприняли идею с восторгом, с любопытством, с большим интересом. Конечно, их энергии очень много в этом спектакле.

 -- А что для вас, как режиссёра, было самым трудным в постановке?

-- В постановке самым сложным было добиться ансамблевой работы, потому что здесь очень большая работа ансамбля: звука, света, мизансцены, работы гаджетов, которые постоянно грозятся не загореться или ещё что-то.

-- Но гаджеты использовать круто так придумали…

-- А идея возникла, когда ко мне пришло очередное поколение студентов и я увидел, что они живут там -- в гаджетах, и смотрят на мир глазами гаджетов и без гаджетов не могут жить. И я подумал, что это хороший повод для пародии -- для их самопародии.

-- Пародия -- это да, но всё равно было страшно…

-- Ну а для чего Гоголь писал своего «Вия»?..

 -- С этим спектаклем вы выступаете, наверное, в камерных залах, чтобы произвести эффект на зрителя?

-- Да, этот спектакль рассчитан на небольшую камерную сцену, здесь есть пределы звучания… А выступали с ним мы во многих местах: в Литве -- Вильнюсе и Шауляе, в Санкт-Петербурге и других городах.

-- Как зритель воспринимает такую необычную постановку? Тут сегодня одну бабушку вывели -- наверное, ей страшно стало…

-- Страшно? А может быть, она возмутилась?.. Не знаю, но публика воспринимает спектакль с восторгом. В Петербурге когда мы летом показывали, очень хорошо высказывались, с восторгом. Нам было страшно ехать в культурную столицу, город Гоголя -- мы думали, либо нас там распнут, либо что-то ещё. Но нас очень хорошо восприняли. Какие слова нам говорил народный артист Иванов -- я даже не ожидал таких слов, такой похвалы.

 -- Расскажите немного о творческой студии.

-- Театральная мастерская в Университете культуры и искусств существует с 2008 года. Это уже мой третий набор актёров. Вообще, мастерская -- это особое творческое пространство, где мы пытаемся сочетать традиционные и современные театральные формы, любим экспериментировать и смотреть на привычных авторов и всем известные произведения под особым углом. В своих работах мы стремимся избежать театрального нафталина и трафарета.

-- Жалко, что студенты после учёбы разбегаются и уходят со спектаклей -- столько времени и сил в них вложено…

-- Конечно, жалко. Каждый спектакль создаётся долго и кропотливо, а потом в одночасье всё раз -- и заканчивается. С прошлым составом у нас было шесть спектаклей -- больших, сложных, в том числе и «Вий». Кроме него, «Две стрелы», «Крысолов» по Цветаевой -- был такой богатый репертуар, который закончился.

-- И опять по новой нужно набирать, растить…

-- Да, это двойная сложность. Важно не только поставить спектакль, но и воспитать под него студентов. С «Вием» было настолько обидно, что решил спектакль восстановить. И какое-то время в нём частично играли студенты с прежнего набора. «Вию» мы жизнь продлили.

Дёргалась в первом ряду в пятницу 13-е Наташа ПАРМОН (фото и видео автора)

 ВІЙ страшэнны жарт, 16+

Мікалай Гогаль

Постановщики:

Пастаноўка і сцэнаграфія: Вячаслаў Сашчэка

В ролях:

Марыя Астаповіч

Святлана Бех

Валерыя Вашкевіч

Юлія Дайнэка

Дыяна Каптэрава

Дар'я Кэда

Анастасія Мамончык

Маргарыта Саўчанка

Міхаіл Самусенка

Кацярына Сінкевіч

Валянцін Уласень

Ірына Якавец

Вячаслаў Бялясаў

Дыплом у намінацыі «Лепшы акцёрскі ансамбль» – X Міжнародны фестываль студэнцкіх тэатраў (Шаўляй, Літва).

Дыплом I ступені– II Маладзёжны тэатральна-музычны фэст «Адкрыццё» 


+2
 

Это тоже интересно

22 мая 1892 года был изобретен тюбик для зубной пасты

22 мая 1892 года был изобретен тюбик для зубной пасты

И хотя сегодня тюбики наполняют и кремами, и красками, и даже пищей, зубная паста была первым продуктом, который был упакован в эту тару. До конца 19 века зубы чистили зубным порошком. Продавали его в небольших бумажных пакетиках, что было очень непрактично и неудобно. …