Новости

» » » Зов земли. "С болью в сердце понимаю, что однажды исчезнет и моя деревня"

Зов земли. "С болью в сердце понимаю, что однажды исчезнет и моя деревня"

Образ Родины всегда конкретен. Он не может быть расплывчатым, общим. Это ведь тот край, где родился и вырос. У одного - это бескрайние степные просторы, у другого - горы, рисующие ломаную линию на фоне неба. Кто-то рос под палящим солнцем, а кто-то под холодными вспышками северного сияния. Для кого-то милы шум и разноголосица городских улиц, а для кого-то дорога сердцу тишина деревенского полдня…

Жители села – люди простые, без притязаний и амбиций. Родившись на земле, они каким-то удивительным образом чувствуют с ней особую связь. Да, многих сегодня в свою круговерть забирают большие города, но есть среди них и те, кто находит истинное счастье в труде на родной земле.

С человеком, о котором пойдет речь, меня познакомил случай - я отправилась на рынок за картофелем. Должна сказать, что к выбору той или иной сельхозпродукции у меня свой подход. Прежде всего я обращаю внимание на продавцов и ищу среди них тех, кто сам овощи и корнеплоды вырастил. Этих людей узнаешь сразу – шумно они не торгуют. К слову, такие люди никогда не выпячиваются. Но когда интересуешься их морковкой, огурчиком ли, они с такой любовью о продукции говорят, так бережно каждый плод руками берут, что сразу понимаешь – пришел к своему продавцу! Так я познакомилась с Сергеем Деркачом.

- Вкусный у вас картофель?  – Интересуюсь.

- Земля порадовала – хороший урожай дала, вкусный! Недалеко от Бреста деревушка есть…Холмичи…может вы и не слыхали про такую, маленькая она сейчас, а земля родит, как и раньше у нас – богато!..

Теплота в голосе, с которой говорил мужчина, заставила меня расспросить о тех самых Холмичах. Через пару минут я уже знала и про брод на реке Лесной – он как раз в его деревеньке, и про фермерские угодья, которых нынче там много, и про одиноких стариков, некогда фронтовиков, и про отсутствие, конечно, дорог, и про душистый хлеб, что пекут в оставшихся хатах, и про аистов на крышах.

Что с такой информацией делает обыватель? Просто берет к сведению. А что делает журналист? Садится писать статью. Сергей сильно смутился, услыхав предложение об интервью, и моего повторного визита уже с блокнотом на рынок он не ожидал.

- Про нас, простых людей никто не пишет! Кому мы интересны? - Только и вымолвил он, увидав меня. Но разговор у нас все-таки состоялся. 

- Информация, которую я нашла о вашей деревушке, очень скупая. В 19 веке она называлась Коростычи и была в составе имения Демьянчицы Гродненской губернии. После Рижского мирного договора в 1921 году отошла в состав Турнянской гмины Полесского воеводства Польши. А с 1939 она в составе БССР. В свои лучшие годы население деревушки насчитывало, как раньше принято было говорить, 400 душ.

- Верно все. Я родился в 69-ом. Годы моего детства выпали на то время, когда людей в Холмичах было много. Представьте, только в нашей деревенской школе, а она была 3-летка начальная, обучалось 50 учеников. Чудесное было время! Детвора школу очень любила, мы все с радостью спешили на занятия. Директор школы, помню его фамилию – Босацкий – был педагог с большой буквы и большой умелец. Он так красиво украшал разными поделками помещения – просто загляденье! В школе был создан отдельный кабинет. Он назывался «Сказка». Директор умудрился каким-то чудом собрать в нем большое количество игрушек, многое сам изготовил. Вся детвора деревни ожидала окончания уроков, чтобы попасть туда!  

 на фото - здание бывшей школы в деревне Холмичи     

- Вот вам и маленькая деревня – в те годы у вас был настоящий игровой центр!

 На эту фразу Сергей ответил заливистым смехом и продолжил:

- Настоящим центром игры и детской радости была наша живописная местность! Деревня-то на берегу реки стоит, а какие луга, лес…Под петушиные призывы встаешь с утра, хлебнул парного молока и от рассвета до заката тебе принадлежит весь мир с его простыми человеческими радостями! Рыбачили, купались, по грибы – ягоды ходили... Ни летом, ни зимой детвора по домам не сидела, как сейчас. И играли всегда целой толпой. Летом обожали футбол, а зимой, конечно, хоккей. 

В деревне было две команды: «сельчане», кто в центральной части Холмич жил, и «кончане» - кто на краю соответственно. Какие баталии разворачивались! К нам и поболеть, и поучаствовать со всех соседних деревень ребятня стягивалась. Очень счастливое детство было… с кострами на лугах, росой на босых ногах, хлебом из печи, яблоками с веток, аистами у каждой хаты. Я всем сердцем к этой красоте прикипел…

- Я вас понимаю, в деревне людям сама земля дает силы и положительные эмоции - дышится полной грудью! Но ведь деревенская жизнь – это прежде всего труд, тяжелый ежедневный труд.  И вас он тоже ведь не обошел стороной.

- Конечно, я с самых юных лет тружусь и, поверьте, даже отдых для меня – это работа на земле. Вот надо мне чуть передохнуть и набраться сил – я иду в луг и кошу траву. Какие глазу картинки открываются, какие слуху птичьи трели летят! Это и есть настоящий отдых.

- Сколько вам было лет, когда вы стали настоящим помощником по хозяйству своим родителям?   

- В 6 лет я уже доил коров, был пастухом и, конечно, работал на земле. Например, в колхозе ходил на прополку и уборку свеклы. За это мама потом получала сахар. Подрос, чуть возмужал и стал тюки соломы в поле грузить. Их отвозили в ангары, там мы их уже выгружали. Знаете, у меня есть одно яркое воспоминание из той поры. Я очень любил, когда нас кормили обедом на таких работах. Нам в поле привозили, например, макароны с котлетами! И вот подают тебе так персонально порцию на тарелке – меня это так впечатляло. Объясню вам. Мама моя очень много работала и у нее не было времени, чтобы дома мы, а у нее нас было трое сыновей, вот так садились и обедали. А тут с нами так уважительно, как со взрослыми – привезли и накормили…Вернусь к теме работы. К 16 годам я хорошо зарабатывал. Так, после 8 класса я уже был помощником комбайнера и за лето заработал 980 рублей.

- Это серьезные деньги! На что потратили?

- Я попросил у мамы купить мне «Яву». Она стоила 1020 рублей. Мне чуть-чуть не хватало, но она добавила и купила, хотя пробовала меня отговорить, мол, оставь себе деньги. Мама была права, как всегда. Через несколько лет от «Явы» ничего не осталось. На ней ведь все ездили, разбили полностью. Мама это понимала, поэтому и советовала: «Ты заработал, себе и оставь, мотоцикл лично твоим точно не будет».

- Сергей, расскажите о родителях своих. Холмичи - их родина?

- Для отца моего Семена Филипповича - да. А мама моя Зося Михайловна родом из Микашевичей. Она приехала работать дояркой сюда в колхоз. Тут они познакомились, поженились и стали жить. Тут и мы у них родились.

на фото мама Сергей Деркача - Зося Михайловна 

- Сергей, вы всегда жили только в Холмичах?

- Нет. Отслужив в армии, я получил строительное образование и работал в Бресте, мне даже дали от моей организации квартиру. Это был достаточно продолжительный отрезок времени. Но я ездил в Холмичи бесконечно. День, два и тянет невыносимо. Так и мотался. Благо тут 25 км расстояние от Бреста. Поэтому можно смело говорить, что из деревни я не уезжал никогда! Я не переставал работать на родной земле ни на неделю!

- Это можно назвать только зовом земли.

- Знаете, да. И в какой-то момент я понял, что не могу без лугов, полей, огородов, речки, животных. Нет смысла обманывать себя. Профессия позволила мне самому сделать ремонт в доме. Его ведь еще дед возводил! Осовременил я его, благоустроил и переехал. Мама еще жива, слава Богу. В квартире дочка, внучка живут, а я здесь, в своем родном гнезде.

на фото - Сергей Деркач  

- Народу в деревне нет?     

- Увы, нет. Честно, печально все это. В десяти домах человек 15. Вот мое поколение как выпорхнуло, так и стала пустеть деревня. Больно видеть заброшенные дома, принадлежавшие некогда большим, дружным семьям. Старятся, умирают пожилые люди, одинокие дома быстро ветшают. Удивляюсь, у родственников нет даже желания приезжать поддерживать хотя бы как дачу дома своих дедов. Все стали городскими.

Не то, что работать на земле не хотят, так отдохнуть душой в родных местах их не тянет. Как так? Мне ушедших из жизни односельчан порой так не хватает, с каждым столько всего связывало… У нас практически в каждом доме фронтовики жили. Дома красными звездами были отмечены. Мы так ими гордились! Сколько из их уст рассказов про войну мы наслушались. Даже если и не особо хотели порой нам, мальчишкам они что говорить, так сама жизнь заставляла. В наших краях в Великую Отечественную бои велись жестокие. Брод через реку Лесную как раз у нас в деревне был, так тут и оборонный вал большой насыпали. Сражались за это место! В детстве мы бесконечно натыкались на находки времен войны – каски, обрезы, патроны…чего только! Найдем что и сразу к кому-нибудь из ветеранов спешим –  тут рассказ про войну и услышим, как фашистов наши гнали с родной земли до самого Берлина. Я вот на днях буквально опять в огороде на гильзы наткнулся. Пойти бы с ними к кому, да поговорить по душам – не к кому...

- Вы сказали, что фермеры обосновались в ваших краях, значит есть шанс оживить деревню!     

- Это пять некрупных хозяйств. Растят все, что земля дает. Конечно, благодаря им появились люди в нашей деревне, заселились в пустые дома, но, знаете, когда не свое, не родное, так и отношение ко всему соответствующее. Никто особо ничего не бережет, не ремонтирует… А у нас ведь на селе чего не возьми – все хозяина требует. Меня недавно старостой избрали в деревне, так с этими полномочиями я стараюсь изо всех сил что-то во благо сделать. Дороги ровняю, убираю село, кошу по обочинам траву. Сейчас буду автобусную остановку чинить. Представляете, я еще в свои школьные годы участвовал в ее возведении. Вот жизнь – сейчас чинить буду…

- Дорог совсем нет?

- Нет, конечно. Ни тогда не было, ни сейчас. Вот и идут ко мне старики с просьбой подвезти их до ближайшей «цивилизации». У нас ведь в деревню лишь два раза на неделю автобус приходит. И расписание у него мягко говоря ненормальное – в субботу и в воскресенье. Пусть бы среди недели раз пустили и раз на выходные. Как вот, например, в поликлинику людям попасть?!  У меня есть автомобиль, так если я на месте - подвожу людей в соседнюю деревню, там дорога есть, поэтому транспорт чаще ходит.     

- Сказать на это нечего…21 век на дворе…

- Я не жалуюсь, я всегда живу и ценю то, что есть. Никогда не боялся работы и не искал легкой жизни. Одно печалит – исчезли и исчезают деревни, и с болью в сердце понимаю, что так же однажды исчезнут и мои родные Холмичи. Почему все полагают, что город – то самое, что нам всем нужно? Это неверно.

- На ваш взгляд, как на это влиять?

- По-моему, все просто. Надо начинать с детей. Они должны видеть, например, как мед из улья пасечник достает, как корова молоко дает…Чтоб, например, детки сами из курятника яйцо достали и так далее. Это можно донести до деток даже на отдыхе на какой-нибудь агроусадьбе. Просто они должны все это видеть, а значит будут осознавать и ценить. Я вот купил в помощники себе по хозяйству коня. Детвору на нем катал, купал его в Лесной с ними…так ребятня ждет, когда я еще им вечер свободный найду… Знаете, можно ведь состариться и не узнать, что любишь отечество, но для этого надо остаться в нем и попробовать его на вкус!

Светлана Вертинская 


+9
 

Это тоже интересно

В Гродно девочка камешком поцарапала 12 автомобилей. Разыскивают ее родителей

В Гродно девочка камешком поцарапала 12 автомобилей. Разыскивают ее родителей

Днем 30 декабря к нам на площадку пришла семья с детьми. Пока взрослые спокойной осматривали автомобили и приценивались, их старшая дочь гуляла рядом с камешком в руке. …