Новости

» » » Артист театра и кино Евгений Князев в Бресте: актёрский труд - адский

Артист театра и кино Евгений Князев в Бресте: актёрский труд - адский

Народный артист России, актёр театра и кино Евгений Князев в белорусском Бресте собирает аншлаги.

Читайте и смотрите также: «Белая Вежа 2018»: «Пиковая дама» от маэстро сцены Евгения Князева

 Первый раз посетив город над Бугом в рамках Международного фестиваля «Белая Вежа 2018», он сразил публику Пушкинской «Пиковой дамой», которая в его исполнении оказалась более ироничной, чем мистической.

 И вот второй приезд Князева, второй аншлаг и второй фурор -- к 220-летию Пушкина в Бресте состоялась музыкально-литературная композиция «Метель» по одноимённой и повести, и сюите классиков.

Девять частей Свиридовской «Метели» в исполнении симфонического оркестра БАТД под управлением Александра Сосновского отражали не только сюжетную линию Пушкинского произведения, но и внутренние переживания главных героев. А в устах актёра романтическая повесть приобрела долю иронии, придав ей особый «князевский» шарм.

 -- Когда мы работали над этой композицией, то хотели, чтобы полноценно звучала музыка, -- поделился Евгений Князев. -- Не хотелось перебивать её текстом, но также не хотелось закрывать музыкой и уникальный текст.

Композиция прошла на одном дыхании, и публика долго не отпускала артиста со сцены.

 Евгений Князев на бис читал стихи Рождественского и Самойлова. А в завершение исполнил монолог Арбенина из Лермонтовского «Маскарада» под вальс из одноименного балета Хачатуряна. И, конечно, маэстро сцены поздравил женщин с 8 Марта и пожелал всем брестчанам любви:

-- Хочу пожелать каждому, чтобы у вас было чувство любви. Помните, как у Роберта Рождественского: «Всё начинается с любви, хотя вначале было слово. Но я провозглашаю снова: «Всё начинается с любви!»…

 За кулисами

Я ещё раз убедилась в прописной истине -- чем человек гениальнее, тем проще он себя ведёт.

-- Да не стойте вы, присаживайтесь, вот стулья, -- Евгений Князев со свойственной ему интеллигентностью принимал нас в гримёрке.

-- Ели бы так читали Пушкина на уроках литературы, в школу бы толпились очереди, -- пошутила я, отдав должное мастерскому исполнению повести. -- Вы очень любите классику, дорожите словом. Откуда у Вас такое трепетное к ней отношение?

-- Наверное, потому что я родился в трёх километрах от знаменитой Ясной Поляны -- рядом со Львом Николаевичем Толстым. У нас, кстати, есть программа с Людмилой Чурсиной «Супруги Каренины», где мы из всего романа взяли только линию Анны и Алексея Александровича Карениных. Она такая получилась грустная и нелицеприятная для Анны Карениной. Ты видишь, что Алексей Александрович обладает высоким духом нравственности, а она -- в меньшей степени

Вообще, если вспоминать Гоголя, театр -- это кафедра, с которой можно сказать миру много добра. И сегодня есть хорошие современные писатели, дай Бог, чтобы эти писатели стали в дальнейшем классикам и чтоб их литература тоже осталась. А человек жив памятью, поэтому мы не имеем право забывать классиков. И то, как пишет Пушкин или Лермонтов (я недавно перечитывал «Герой нашего времени»), -- это такой высокий язык, до которого очень трудно добраться… Знаете, как в пьесе Чехова «Чайка» говорит: «Хороший ты мужик, но не Тургенев», сравнивая, что Тургенев -- высокого уровня. А другой тебе скажет: «Ну, Тургенев! Тургенева разве можно сравнить со Львом Толстым – они совершенно по-разному писали. А уж Пушкин-то и все его повести!.. Я читаю его «Пиковую даму» и недоумеваю: как можно на 30 страницах было все биографии, какие только можно, даже какого-то маленького гусара, который там играет, так рассказать и так прописать все характеры.

-- Помимо «Пиковой дамы» и «Метели», что ещё Вы читаете из Пушкина?

-- Сейчас я делаю программу «Борис Годунов» -- она тоже пользуется большим успехом, но там такие мысли произносятся! Они, в общем-то, крамольные мысли -- каждый человек услышит сегодня и скажет: «Да, это так». Там такие фразы: «Живая власть народу ненавистна», «они любить умеют только мёртвых»…

-- Евгений Владимирович, у Вас очень интересные проекты, кто-то помогает подбирать темы для них?

-- Сам. Я всё подбираю сам.

 -- У Вас в кино сыграно более 30 ролей, но в последнее время Вы редко снимаетесь…

-- Нет пока таких сценариев, которые бы мне нравились. Есть какие-то фильмы, в которых я снялся, они выйдут. В данный момент я не снимаюсь, хотя сейчас получил два предложения, и даже ехал сюда -- мне звонил режиссёр. Но всё равно нет у меня такого, чтобы бросить всё и уйти в кино.

-- Многие ассоциируют Вашу актёрскую игру с ролью Мессинга в сериале «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». Это одна из Ваших сильных ролей?

-- Я так сказать не могу. Понимаете, роль Мессинга дала мне большую степень популярности, за что я ей очень благодарен, но она тоже роль. Одно время меня звали Германом Арефьевым, который из «Дома с лилиями», потом меня звали Сталиным. Потом долгое время я был Мессингом. А до этого я был Гришей Плоткиным из «Пятого ангела»…

 -- У Вас каждая роль приносила свою популярность…

-- Да, но Мессинг попал в большее количество сердец и запомнился. И даже сейчас, хоть фильм давно не показывали, его помнят. И я очень благодарен и режиссёру, и автору сценария, и судьбе за то, что мне досталась такая роль.

-- Считается, что и в Мессинге, и в Пушкинских произведениях много мистики…

-- В мистике нет ничего страшного. Ведь что такое мистика? Это что-то неожиданное и необычное. Вот скажите: было ли что-то мистическое в произведении «Метель», которую я сегодня читал? Что заставило Бурмина ехать в метель, хотя все ему говорили -- не ехать?.. Наверное, мистика. Наверное, его судьба была предопределена -- жениться на этой Маше. Ведь окажись он в обычной жизни, когда она любила Владимира Николаевича, никакого романа с Бурминым у неё бы не было. Есть ли мистика в этом?.. Есть. Но мы же не хотим это признать... Или есть такая русская песня: «Другой бы улицей пошёл -- тебя не встретил, не нашёл»… Не мистика ли, когда ты стоишь на берегу и выбираешь, каким путем пойти, этим или этим? Поэтому главный успех в жизни в чём заключается?.. Понять, чем ты в жизни должен заниматься, что ты должен в жизни делать и делать это. И вот это секрет успеха.

 -- А как Вы поняли, что именно актёрское мастерство -- это ваше дело? (Евгений Князев после школы в 1972 году не поступил в Щукинское театральное училище -- прим. авт.)

-- Я постучался в одну дверь, постучался в другую, постучался в третью, а в эту дверь меня взяли и пустили. Конечно, расстроился, но стал заниматься. Учился в Горном институте, и не оставлял театр. Ведь что значит любить театр?.. Это не значит прославиться. Понимаете, работа в театре -- это вещь очень тяжёлая.

При одинаковых условиях, молодые люди, поступив в один и тот же институт, получая одни и те же знания от педагогов, одно и тоже образование, но им говорят: «Ты будешь сегодня востребован, а ты нет. Ты будешь выходить на сцену и мучиться от того, что у тебя не будет получаться, а тобой будут восторгаться. И где эта правда и кто виноват, что так получается. Судьба?.. Может ты и добился чего-то, но у тебя не идёт этот путь. И кого ты будешь клясть: судьбу или того, у которого всё складно получается?..

А труд адский. Я сейчас должен сесть в поезд и уехать. Завтра буду мучиться от того, что опаздываю на репетицию. А послезавтра у меня 8 числа премьера спектакля. Субботу, воскресенье и понедельник мы играем «Эдуарда Филиппа» с замечательной артисткой Ирой Купченко.

А мы заранее планировали поездку в Брест. Поэтому я давно этот день забил и сказал, что уеду. Мои там сидят и репетируют без меня, а у меня -- главная роль.

 -- И как Вы всё успеваете? Помимо всего, Вы 15 лет -- ректор Театрального Щукинского института …

-- Нужно логически составить свой точный график и строго следовать ему, не выбиваться. Я не могу придумать там пойти туда - сюда… Важно, чтобы у тебя была команда, с которой ты работаешь, чтобы ты ей доверял, и чтобы всё было отлажено и наработано. Поэтому мы многое успеваем.

И министр культуры Владимир Мединский, который был у нас недавно в институте, посмотрел и сказал: «Я увидел первую школу, которая уникальна по своей атмосфере, по тому порядку, который есть в школе, по количеству выпущенных необыкновенных учеников и тех, которых мы выпускаем». Он ходил и смотрел фотографии, которые у нас висят, и говорил: «А этих я тоже знаю, и этих -- они уже стали первыми». Но из 30 выпускников, вы понимаете, первыми становятся 4-5. Всё. Вот такая жестокая у нас профессия… Хотя это любая такая профессия…

-- Да, и журналистская тоже…

-- Да, и журналистская. Кто-то Познером сидит и всё исследует, а другой трудится в рабочей газете.

-- Скажите, а студенты отличаются сегодняшние от тех, кто был 15 лет назад?

-- Те, которые приходят осмысленно в эту профессию -- ничем не отличаются. В чём заключается учёба в институте?.. Попытаться начать воспитывать и делать из себя личность. А как она делается?.. Всё делается трудом. Где ты поймёшь, что начинаешь развиваться?.. Только в знаниях. Когда ты сопоставишь Толстого, Достоевского, Чехова, когда у тебя это все наберётся, тогда в твоей голове сработают, может быть, шарики, и тогда ты индивидуально посмотришь на что-то другое. И вот наша задача -- чтобы наши дети были индивидуальны.

 -- Из-за такой нагрузки в театре и институте у Вас, наверное, очень мало свободного времени?

-- Да, от того, что мало свободного времени, то и увлечений у меня мало. Но я очень даже люблю ходить в театр. Я слушаю, где получилась хорошая постановка -- туда нужно идти. Прекрасный спектакль в театре Маяковского «Русский романс»!.. Замечательный и необыкновенный спектакль -- мастерская Фоменко -- «Сон в летнюю ночь»!.. Они на меня произвели очень высокое и сильное впечатление. Другие спектакли -- ну, спектакли и спектакли, а эти я смотрел и говорил себе: «О, а театр жив!»

-- Евгений Владимирович, а Вы в чудеса вы верите?

-- Верю. Знаете, знания никогда не откроются тебе. Мы все хотим познать: для чего мы родились, для чего пришли сюда, для чего выходим на сцену. Но иногда не получается с кем-то договориться -- ты делаешь одно, а человек тебя совершенно по-другому воспринимает. И это такая мука!..

Мне бы очень хотелось, если честно, я об этом мечтаю, чтобы мир, наша планета Земля, ещё каким-то образом существовала. Потому что так близко все наши политики готовят её развал, что становится страшно. Вот такое накопление ядерного потенциала, и так ужасно ведут себя политики всех стран, что Земля обидится на нас за то мучение, которое мы ей доставляем. И произойдёт то, что произошло с Атлантидой. Вот чего я боюсь. И очень хочу, чтобы этого не произошло. Потому что, Боже мой!, быть живым, ощущать, ходить по миру и воспринимать и радоваться жизни!...  И как мы только умудряемся уничтожать сами себя?!. Как мы умудряемся ни с того ни с сего ссориться и делать неприятности, пакости и какие-то гадкие вещи?!.. Зачем? Зачем?.. Нам дана возможность пожить. Не будет равноправия, не будет. Поэтому и зависть будет всегда. Поэтому рассыпан этот сундук Пандоры со всеми несчастьями, и не соберём мы их -- они будут и будут…

-- Но Вы же оптимист по жизни…

-- Я это всё оптимистически вам говорю. И говорю, что я в это верю. Я стараюсь по возможности не осуждать людей и не хамить людям. Я стараюсь, как бы это сказать, жить обособленно -- своей семьёй. Но и это трудно даётся. Потому что дети, они считают, что совсем не обязательно нас слушать, что мы уже пожили и не понимаем. А если вспомнить из Вертинского, то он говорит, что мы доживаем до какого-то периода, что у нас есть ощущение того, что мы сейчас поймаем какую-то истину. Но как только мы до этого додумываемся, нас уже несут на кладбище. А за нами идут другие, и мы должны улыбаться и говорить этим, которые идут за нами: «Всё хорошо. Всё у вас будет хорошо. Вот у вас всё получится. Вы делайте только так, чтобы у вас всё получилось. Всё прекрасно». Вот и я так считаю -- что всё у нас в жизни прекрасно…

Разделяет желание маэстро сцены «чтобы всё было прекрасно» Наташа ПАРМОН (фото и видео автора)


+2
 

Это тоже интересно

Умер автор музыки к «Калыханке» Эдуард Зарицкий

Умер автор музыки к «Калыханке» Эдуард Зарицкий

Он автор таких известных песен как «Белыя крылы», «Замова», «Начныя кастры», «Будьма», «Палыновая ростань», «Листок календаря», «Так пришла к нам Победа». …