Дюймовочка со скрипкой. Анна Савкина -- о музыке, гастролях и нехватке времени 22-01-2019, 19:27 Ценные люди / Видео / Популярное / Январские музыкальные вечера / Без галстуков и макияжа Московская скрипачка Анна Савкина -- одна из наиболее ярких и востребованных молодых музыкантов. В её копилке -- награды с престижных музыкальных конкурсов, участие в знаковых фестивалях, выступления с известными оркестрами. Каждый раз, приезжая в Брест, она покоряет снова и снова любителей классической музыки. Своим талантом, мастерством, светлой энергетикой и какой-то внутренней недюжинной силой. Наверное, этой силой наделены все сибиряки -- Анна родом из города Братск. Я не раз видела, как после выступлений девушки в Бресте к ней подходили юные музыканты: кто-то -- чтобы взять автограф, а кто-то со словами: «Можно вас просто обнять?». Она удивительно скромный и светлый человек, и в этой позитивной ауре хочется находиться. Потому я не могла не взять у неё интервью после одного из концертов «Январских музыкальных вечеров» в Бресте. -- Анна, я знаю, что Вы начали играть на скрипке с 5 лет. Кто вас на это надоумил? -- Мама привела меня в музыкальную школу, изначально планировала, что я буду обучаться игре на фортепьяно. Но я была очень маленькой, не дотягивала до клавиш -- они были выше моего роста. И завуч сказала: «У вас такая маленькая девочка, она не сможет играть на фортепьяно». Предложили скрипку. С этого всё и началось. -- А мама у Вас музыкант? -- Нет, мама у меня филолог, папа -- программист. Правда, мама когда-то хотела играть на скрипке. Вот и отдала меня учиться… -- Получается, Вы осуществили мамину мечту. -- Да, осуществила. И бабушка тоже очень хотела, чтобы я выросла музыкантом. Как мне рассказывали, у меня сразу стало получаться играть. И мне это очень нравилось. Я вообще любила выступать на различных праздниках, ёлках, детских концертах, конкурсах… -- Свой первый конкурс помните? -- Да, это было в 7 лет. Меня привезли на конкурс в Нижний Новгород. Потом ещё 4 года я ездила на различные конкурсы, выступала успешно, и меня пригласили в Москву учиться в спецшколе. -- Не страшно было переезжать из родного города в Москву? -- Для родителей, наверное, это было рискованно -- ради ребёнка переехать в столицу, чтобы дать ему образование. Мама полностью посвятила себя моему воспитанию -- она всё время была со мной, учила меня, ходила вместе со мной на занятия. Конечно, это большая её заслуга, даже подвиг. -- Она полностью отказалась от себя ради Вас. Зато сейчас она, наверное, Вами гордится… -- Да, наверное… И мне хотелось бы оправдать все её надежды и сделать для неё что-то большее -- я к этому стремлюсь. -- Вы в Бресте уже в третий раз. И выступаете вообще без нот, исполняете сложные произведения. У Вас феноменальная память… -- Меня этому учили с детства -- с пяти лет (смеётся Анна). Когда много концертов и не так много времени чтобы всё выучить, приходится работать и быстро, и сжато. И импровизировать. Как, например, сегодня -- пианист Константин Артём приехал с утра, с поезда сразу в колледж, и мы буквально за 20 минут прошли всю программу. Конечно, мы знали эти произведения -- уровень подготовки лежит на каждом. Чтобы быстро работать и выходить вот так и сразу играть, должна быть база, которая готовится большей частью, конечно, в юном возрасте. На этом уже строится вся твоя дальнейшая карьера. -- Анна, скажите, творчество каких композиторов на Вас повлияло больше всего? -- Я люблю всю классическую музыку: и Моцарта, и Баха. Но у меня есть любимые композиторы, чьи произведения исполняю чаще всего. Это Чайковский, Шостакович, Брамс. Для меня это три очень серьёзные фигуры, чья музыка мне очень близка. Это разные стили, разные жанры -- мне нравится их исполнять. -- На популярность классики сыграл фильм «Паганини» с известным немецким скрипачом Дэвидом Гаррэттом… -- Да, да, я его тоже смотрела. Дэвид Гаррэт это знаковая фигура, он нашёл себя в таком жанре классическо-эстрадном. Это здорово у него выходит -- эмоционально, обаятельно. Его любит публика. Он прекрасно играет на скрипке. Я слышала много записей его выступлений. -- На этот раз Вы приехали в Брест с другой скрипкой… -- журналисты всё подметят, даже то, что, может быть, и не стоит. -- Я играла на скрипке из российской коллекции, но потом у меня забрали инструмент, сказали, что он находится в аварийном состоянии. Наверное, об этом не нужно говорить… Сейчас у меня нет своего хорошего инструмента, из-за чего я мучаюсь. Теперь я играю на скрипке своего мастера из консерватории Николая Стасова, он её продаёт, но мне дал и сказал: «Играй, сколько тебе будет нужно». Может быть, мне удастся её таким образом прорекламировать, и она продастся… Но мне хотелось бы иметь свой личный хороший инструмент. -- Дорого стоит хорошая скрипка? -- Дорого, хотя дело даже не в деньгах. Во-первых, нужно найти свой инструмент, чтобы потом не жалеть, что ты его купил. -- А свободное время у Вас есть? Или всё уходит на музыку? -- Хочется, конечно, иметь больше времени на обычную человеческую жизнь. Но чаще получается, что кроме музыки в разных её проявлениях (это камерная музыка, ансамбли, репетиции, выступления) времени ни на что не остаётся. Иногда заглядываешься на людей и думаешь, что у них есть обычные человеческие радости, к которым хочется приблизиться. Потому что хочется отдохнуть в Новый год, но когда у тебя 3 января концерт, нужно с кем-то собираться, совещаться, репетировать. Тут не до отдыха. -- Да, у Вас и в прошлом году была очень насыщенная концертная жизнь -- я слежу за выступлениями Анны в Фейсбуке. -- Да, было очень много поездок. Хотя я основную часть времени живу в Москве, но уезжаю надолго. Практически, каждый месяц езжу выступать. Мне это нравится. -- А какие гастроли в прошлом году больше всего запомнились? -- У меня было интересное знакомство с Венгрией, куда я впервые приехала в феврале прошлого года. Играла с очень хорошим оркестром Чайковского. Потом я приехала к ним в декабре с японским дирижером Масахиро Изаки -- он очень хороший дирижер… И ещё в августе я ездила в Японию, где впервые сыграла концерт Бетховена -- для меня это было новое произведение, которое я специально по этому случаю выучила. Для меня Япония -- любимая страна, я давно туда езжу. Японцы очень внимательные, очень тепло встречают, очень любят музыку. Они всегда следят за понравившимися исполнителями. Меня не было год, но они всё читали про меня, узнавали, где я была, что играла, где какие премии, фотографии -- то есть они очень внимательны. -- Сейчас вообще, как говорят многие музыканты, гастроли «сдвигаются» на Восток -- в Японию, Китай. Там большой интерес к классической музыке. -- Да, в этих странах развивают классическое искусство, двигают, у них очень эффективная реклама продвижения и хорошая организация концертов. -- И всё-таки, в редкое свободное время чем Вы любите заниматься? -- С каждым годом отвечать на этот вопрос становится труднее (смеётся Анна). Люблю посидеть дома, посмотреть хороший фильм или что-то почитать, что-то приготовить. Просто сходить погулять куда-то. -- В Бресте уже успели где-то погулять? -- Да, мне Брест очень понравился -- чем-то напоминает город, где я родилась. Наташа ПАРМОН (фото и видео автора) Кое-что об Анне Савкиной: Скрипачка окончила Среднюю Специальную Музыкальную Школу имени Гнесиных в Москве под руководством профессора Александра Винницкого. В настоящее время Анна учится в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе народного артиста России профессора Владимира Иванова. Анна Савкина удостоена высших наград на многих престижных международных конкурсах скрипачей, таких как конкурс имени Луиса Шпора в Германии, Давида Ойстраха в России, Хейно Эллера в Эстонии, Андреа Постаккини в Италии. Анна -- дважды лауреат и дважды обладатель зрительского приза Международного музыкального конкурса в г. Сендай (Япония). В 2008 году Анна записывает свой первый сольный компакт-диск с симфоническим оркестром с концертами А. Вьетана и Ф. Мендельсона при поддержке продюсерской компании RTN ENTERTAINMENT. Затем следует серия концертных турне, принесших Анне европейскую известность: сольные концерты в Вене (в залах Wiener Konzerthaus и золотом зале Musikverein), Зальцбурге, Веймаре, Киеве, Палермо, Париже, Берлине. Принимала участие в мастер-классах Пьера Амойаля, Вольфганга Редика, профессора Чо-Лян Линь, Дэвида Чана, а также Пинхаса Цукермана, после чего была приглашена им на стажировку в Канаду. Анна гастролировала сольными концертами в Европе, США и Азии. Наиболее значимыми являются ее сольные выступления с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Национальным Филармоническим Оркестром России, Национальным симфоническим оркестром Украины, Сендай Филармоник, Московским Камерным Оркестром «Musica Viva», Государственным Камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Одесским Национальным филармоническим оркестром, Венским классическим симфоническим оркестром, Юношеским симфоническим оркестром имени Л. Николаева, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Симфоническим оркестром стран СНГ, The Staatskapelle Weimar, Эстонским Национальным симфоническим оркестром. Скрипачка сотрудничает с такими дирижерами как Владимир Федосеев, Паскаль Верро, Юничи Хироками, Александр Рудин, Владимир Спиваков, Владимир Сиренко, Юрий Башмет, Пааво Ярви, Думитру Гойя, Василий Валитов, Йовица Радо, Мартин Хофф, Стивен Хуан, Александру Ганеа. +4 Поделиться