Новости

» » » «Крымские сонеты» Мицкевича в пейзажах брестской художницы Нилы Горчанюк

«Крымские сонеты» Мицкевича в пейзажах брестской художницы Нилы Горчанюк

В городской библиотеке им. А.С.Пушкина открылась персональная выставка художницы Нилы Горчанюк «Крымские сонеты», посвящённая 220-летию со дня рождения Адама Мицкевича.

 Цикл, состоящий из 18 стихотворений, был написан Мицкевичем под впечатлением от двухмесячного путешествия по Крыму, которое он совершил в июле 1825 г.  

 Поэт был поражён местными красотами: контрастом моря и гор, удивительной флорой и фауной и загадочной атмосферой юга. Под влиянием увиденного и появился на свет сборник «Крымские сонеты», эпиграфом к которому Мицкевич выбрал слова Иоганна Гёте: «Кто хочет понять поэта, тот должен отправиться в его страну».

 Красота Крыма пленила и брестскую художницу Нилу Горчанюк и вдохновила на создание цикла пейзажей.

-- Все эти работы выполнены на пленэре, -- говорит художница. -- Обозревая красоту синих гор, ручейков, ущелий, поднимаясь на самые вершины, я не могла остаться к ним равнодушной. И на протяжении 10 лет я рисовала пейзажи, глядя на виды с вершин гор. Когда работ накопилось достаточно много, мне попалась книга Адама Мицкевича «Крымские сонеты» и родилась такая идея. Художник видит глазами, поэт описывает словами.

 На вернисаже звучали сонеты Адама Мицкевича в исполнении участников информационно-просветительского учреждения «Рукопожатие».

Выставка, на которой представлено более 20 живописных работ Нилы Горчанюк, стала своеобразным откровением для почитателей её творчества. Как поделился на открытии брестский художник Леонид Волосюк:

 -- Мы видим ещё одну сторону творчества художницы. Это лирические пейзажи с натуры. Она показывает нам те места, которые, наверняка, видел и Адам Мицкевич. Эти небольшие пейзажи также раскрывают нам душу художницы. Ей удалось очень удачно показать те прекрасные места, которые есть в Крыму.

 Нила Николаевна родилась и живёт в г. Бресте. В 1993 г. окончила Львовский Государственный институт декоративного и прикладного искусства, ныне Львовская национальная академия искусств. С 1997 года -- член Белорусского союза художников.

Работает в области станковой живописи, гобелена, графики. Её произведения находятся во многих галереях и музеях, в том числе во Львовской галерее искусств, Музее белорусского Полесья, музее природы Национального парка «Припятский», художественном музее им. П. В. Масленикова в г. Могилёве и др., а также в частных коллекциях России, Польши, Англии.

Нила Горчанюк была участником 30 выставок в Беларуси, Украине, Польше, России, из них 22 – персональные.

 -- Рисую с детства, -- говорит Нила Николаевна. -- Окончила художественную школу, Кобринское училище, затем Львовский Государственный институт декоративного и прикладного искусства.

-- А как Вас занесло во Львов?

-- Вот так. Просто в Санкт-Петербурге нужно было сдавать «обнажёнку», а нас этому не учили. Потому выбор пал на Львов, о чём я совершенно не жалею. Потому что там мы изучали «декоративный пейзаж». Есть просто пейзаж, а есть стилизованный, декоративный -- он такой аскетичный.

-- Вы работаете в области станковой живописи, гобелена, графики… А какая тема для вас наиболее близка?

-- Театральная, сакральная. Это просто такая скрытая часть души, которую не всегда хочется показывать.

 -- На одной из Ваших работ -- дворец княгини Гагариной, который находится в посёлке Утёс вблизи Алушты…

-- С ним связана интересная история. Я очень падка на красивые названия. И когда архитектор нам предложил остановиться в «Кипарисном», мы согласились. Но оказалось, что оттуда очень далеко спускаться к морю -- 40 минут. И по дороге совершенно нет никакой красоты -- только высотные дома. Мы, конечно, расстроились. Но вдруг, возвращаясь с моря назад, увидели замок -- такой необыкновенной красоты дворец с красной крышей. На следующий день пошли в библиотеку (в замке находится административный корпус санатория «Утёс») и узнали, что в этом месте когда-то побывали Пушкин и Мицкевич, практически в одно и то же время.

 Надо сказать, что история дворца -- весьма интересна. В 1902 году, уже в возрасте 70 лет, княгиня Гагарина начала его строительство. Для проектирования дворца, домовой Александро-Невской церкви и винных погребов, а также для надзора за строительством был приглашён архитектор Н. П. Краснов.

Строительство шло довольно быстро. Материалы завозились в основном из-за границы: облицовочная керамическая плитка и мрамор для лестниц -- из Италии, венецианские стекла -- из Франции, черепица -- из Германии. Каменотёсы, столяры, плотники, облицовщики были привезены из разных областей России. Дворец решён в мотивах модернизированной древнегерманской архитектуры. Строительство было завершено в 1907 году, и в этом же году княгиня Гагарина скончалась…

 Персональная выставка Нилы Горчанюк в брестской Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина продлится до 10 января 2019 г.

«Путешествовала» по Крыму под напев сонетов Наташа ПАРМОН (фото автора)

 


+2
 

Это тоже интересно

Первая социальная дача появилась в Брестской области

Первая социальная дача появилась в Брестской области

В трех жилых комнатах могут разместиться шесть человек. Здесь есть кровати, диван, телевизор, микроволновая печь, оборудована кухня. Отдых может быть как краткосрочным, так и с ночевкой. Отдохнуть на социальной даче могут также люди с ограниченными возможностями, инвалиды, многодетные семьи - все, кто находится в зоне внимания территориального …