27 марта - международный день театра. Интересные факты о театре 27-03-2023, 00:00 Брест today / Этот день в истории Всемирный день театра (World Theatre Day) установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (International Theatre Institute, ITI) и ежегодно 27 марта отмечается Центрами ITI и международными театральными обществами. Традиционно он проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». 35 исторических фактов о театре 1. История театра начинается с того древнего времени, когда наши предки исполняли свои ритуальные танцы перед охотой. Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией. 2. Родиной театра считается Древняя Греция. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие театральные представления также использовали мифологические образы.3. Слово «театр» произошло от древне-греческого слова theatron (θέατρον), что значит «место, где смотрят». Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.4. Также маски символизируют его древность, поскольку в древности все театрализованные действия происходили на площадях и аренах, и чтобы в последних рядах видели характер персонажей, слышали, о чем вообще идет речь, лицедеи стали применять яркие маски, выражающие различные эмоции, а вместо рта имели рупор, усиливающий звук.5. У театра есть покровительницы - древнегреческие музы: муза трагедии Мельпомена и муза комедии Талия.6. В греческом театре было лишь три актёра, причём каждый из них мог играть несколько ролей. Также у каждой постановки был спонсор, который составлял смету ровно на троих человек.7. В греческом театре все роли исполняли мужчины, в том числе и женских персонажей. Актрисы противоположенного пола появились в театре позже, играя исключительно девиц лёгкого поведения в мимах и пантомимах.8. Древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и на обычных театральных представлениях. Если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене.9. Занавес впервые появился в Древнем Риме. Но он не распахивался и не поднимался наверх привычным нам способом. Древнеримский занавес опускался перед представлением в щель в полу.10. Театральный веер использовался не только по своему прямому назначению, но и часто служил в качестве помощника, как зрителям, так и актерам. Для первых на веера наносились отрывки из пьес или программы предстоящий спектаклей, а вторые нередко записывали на них текст, чтобы не забыть во время выступления.11. В английском языке термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» известен еще с 1603 года. Тогда был напечатан пиратский текст пьесы «Гамлет».12. Хороших пьес во все времена было мало, и за ними охотились конкурирующие театральные труппы или издатели. Поэтому полный текст пьесы автор доверял самому честному человеку в труппе - суфлеру. Каждый актер имел на руках только свой текст, на заучивание которого и репетиции отводилось всего несколько недель.13. В древности на Сицилии ставились спектакли, которые длились по году. Каждый вечер зрители собирались в театре, чтобы посмотреть продолжение. Самой популярной в течение последних 800 лет была борьба Роланда с маврами. Кстати, в Сицилии и по сей день можно попасть на представление длиною в месяц.14. Пьеса древнегреческого драматурга Фриниха о разорении греческого люда настолько огорчила зрителей, что весь театр разорился слезами. В наказание драматурга отправили на суд, выдвинули штраф и запретили поставку его пьес.15. Для усиления выразительности театр Возрождения пользовался как простыми навыками средневекового театра: горе - воздетые к небу руки, злорадство - «адский» смех, так и приемами античной ораторской манеры - жесты рук, кистей рук и пальцев.16. Что делать, если спектакль явно не блещет актерскими талантами, но поддерживать зрительский интерес нужно в обязательном порядке? Очень просто - обеспечить в зале присутствие специально обученной «массовки», которая искупает в овациях незадавшееся представление. Именно так поступали еще во времена Нерона, считавшего себя великим артистом.17. Аплодисментам в театре всегда уделяли большое внимание. Уже в античное время зрителям указывали, когда нужно аплодировать, а в одном ионийском театре давали возможность аплодировать воинам, потерявшим руку в бою, для этого перед ними сажали лысых рабов, по голове которых и могли хлопать одной рукой инвалиды.18. Практика приглашать аплодирующих наемников была распространена и в Европе. В 19 веке их услугами пользовались многие театры, до тех пор, пока так называемые клакеры не стали требовать вознаграждение за свой «труд».19. В римской пантомиме гетеры (независимые свободные женщины) были облечены в прозрачные туники. По ходу выступления они их с себя снимали. 20. За соблюдением порядка среди зрителей был ответственен специальный человек с палкой, которого называли рабдух, который мог утихомирить разбушевавшегося зрителя.21. В расцвет античного театра Афин всех жителей, кроме рабов, обязывали посещать трагические постановки. Тем, у кого не хватало средств, государство выплачивало компенсацию.22. Самая первая фонограмма появилась еще в Древнем Риме. Известный драматург того времени Ливий Андроник очень любил не только писать, но и самостоятельно исполнять свои роли. Однажды он потерял голос, тогда сзади него поставили «говорящего» мальчика, а драматургу оставалось только открывать рот.23. Здания театров, театральные атрибуты, портреты знаменитых театральных деятелей изображались на современных денежных знаках разных стран - монетах и купюрах.24. Во времена Мольера самые богатые зрители сидели прямо на сцене. Во Франции в XVII веке самые обеспеченные люди могли позволить себе билеты в театр с местами прямо на сцене. Но вовсе не для того, чтобы лучше видеть игру актеров, а чтобы показать себя. 25. Используя в речи различные афоризмы, мы мало задумываемся над их происхождением. А, между тем, часть их них имеет театральные корни. Например: Слово «фиаско» в переводе с итальянского означает «бутылка».26. Казалось бы, какое отношение оно имеет к значению, вкладываемому в него сегодня - провал, неудача? Все дело в незадачливом комике Бианконелли, решившем в свое время поразить публику веселой пантомимой с огромной бутылью на голове. Зрители юмор не оценили, а название сценки стало синонимом понятия «актерская неудача».27. 27 марта во всем мире отмечают День театра. World Theatre Day был учрежден в 1961 году в Вене, на IX конгрессе Международного института театра при Юнеско и отмечается ежегодно с 1962 года.28. При постановке театральных спектаклей используется реквизит (от лат. requisitum - потребность), если его отсутствие не предусмотрено режиссерским замыслом. Реквизит - совокупность настоящих, не бутафорских предметов, необходимых для театральной постановки.29. Также используется бутафория - поддельные предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих вещей, а также детали костюмов и декораций.30. В наше время в мире существует театр жестикуляций для глухих и слабослышащих. 31. Сцена Театра Российской армии в Москве — самая большая в Европе. Громадное десятиэтажное здание с колоннами, спроектированное в 1934 году, во время Великой Отечественной войны оказалось удобным ориентиром для немецких летчиков: в плане оно повторяет форму огромной пятиконечной звезды. 32. Ниндзя не носили черное. То, что мы считаем одеждой ниндзя, — театральный костюм человека-невидимки. Черный костюм — не самая хорошая маскировка для незаметного убийцы, поэтому ниндзя никогда так не одевались. Зато так одеваются кукловоды в японском театре бунраку и рабочие сцены в другом традиционном жанре — кабуки. Если зрители видят человека в черном, они его игнорируют, как если бы он был невидимкой. Поэтому японские художники стали рисовать ниндзя в такой же одежде. 33. Действие самого маленького в мире спектакля происходит в спичечном коробке. Знаменитый «Апокалипсис» московского театра «Тень» длится 10 минут. В спектакле все декорации и куклы расположены внутри спичечных коробков. Каждая сцена играется при свете спички и длится не более 15 секунд — пока спичка не потухнет. А звучащий текст смонтирован из записей голосов Станиславского, Мейерхольда, Таирова, Фоменко и других деятелей искусства. 34. В СССР 30 лет не ставили «Гамлета», потому что Сталину пьеса не нравилась. Кроме того, согласно одной из теорий, Сталин был убит в результате секретной операции «Гамлет». 35. Есть спектакль, где зритель заполняет анкету и едет домой. Это «Questioning / Кто ты?» — минималистичный шедевр швейцарской театральной компании Magic Garden. Ни актеров, ни декораций, ни сцены — только вы, ведущий, другие зрители и несколько страниц каверзных вопросов. +1 Поделиться