Новости

» » » Душа на разрыв. Последние дни жизни Есенина представили в Бресте

Душа на разрыв. Последние дни жизни Есенина представили в Бресте

Я, конечно, знала, что у каждого должен быть свой Есенин.

Особенно после творческого вечера в Бресте Сергея Никоненко, который собрал почти все произведения поэта и даже создал в московской квартире, где некогда тот жил, частный музей.

 Но увидеть такого Есенина не ожидал никто. Не крестьянского парня, воспевающего широкую Русь (как учили в школе); не пьяницу и хулигана кабацкой Москвы (как запомнилось со студенчества); не трудоголика, пишущего на износ; не охотника за женщинами ради утоления зова плоти.

А страдающую душу мятущегося поэта, ищущего дверь в вечность, но постоянно натыкающегося на глухие стены.

 В Брестском театре драмы прошла премьера спектакля по мотивам произведений Сергея Есенина «За крапивой берег» или, как обозначила постановку режиссёр Валентина Яновец «монолог на два голоса».

— Это очень длинная история, — рассказывает режиссёр о подготовке спектакля. — Всё начиналось лет 5 назад. Это была очень длительная работа, и радостная, и грустная, и со слезами на глазах… Весь материал, который звучит, кроме естественно стихов Есенина, мы сочиняли сами. Поэтому это была сложная работа.

 — Совсем другой Есенин получается у Вас — не такой как в школе, институте…

— Так он и был разный. Человек свою жизнь сыграл. И он играл как первые актёры МХАТа — когда это было всё на разрыв души. Человек поставил себе цель быть лучше всех в поэзии, и он этого добивался. . Мы хотели показать последние дни жизни поэта. Это последние минуты, когда человек стоит у черты, но ещё можно что-то исправить. Ведь до сих пор мы точно не знаем, что произошло в ту ночь. Это огромнейшая информация и разные толкования. Некоторые абсолютно точно уверены, что он сам ушёл из жизни. Некоторые говорят, что ему помогли это сделать. Но точно не знает никто.

— У Вас в постановке играют лишь 2 актёра. Как их выбирали?

— Вначале были мысли, чтобы больше было героев. Но потом решили, что актёров будет двое. С Алёшей Щербаковым мы определились сразу. То, что он любит Есенина, в театре знали все. А что касается Тани Дяченко… Она у нас в театре недавно. И очень интересно сыграла в своём дебюте — спектакле «Старший сын». Вот и решили её взять на роль в постановке «За крапивой берег». Она играет не только женщин, которые были с поэтом, она играет Чёрного человека. «Чёрный человек» — одно из самых гениальных творений Есенина. Кажется, что это мужчина. Но мы подумали: почему это не может быть женщина?.. Чёрный человек — это тот, кто нас встречает где-то в последние минуты жизни.

— У Вас задействован один состав артистов?

— Два состава в данном спектакле — просто невозможно. Это очень личностное. Потому и один состав.

 Один состав – Алексей Щербаков и Татьяна Дяченко – на премьере играл, как и жил сам Есенин, «на разрыв». Казалось, герой не выдержит такого душевного напряжения, а вместе с ним не выдержит и зритель, которого уже вовлекли в круговорот чувств, опутали и не выпускают…

Этому способствует и музыка -- подключено 5 колонок, причём пятая находится под полом. Она даёт звуки сердцебиения, и, как говорят артисты, даже чувствуется дрожь по ногам.

Для исполнителя роли Есенина Алексея Щербакова эта работа в спектакле значила очень многое. И не только потому, что он с детства любит Есенина и знает многие стихи наизусть (а в постановке звучит их более 10 -ти плюс поэма «Чёрный человек»).

Алексею 25 мая исполняется 40 лет, и эта роль, как он говорит, серьёзная работа, своеобразный трамплин, чтобы двигаться дальше.

-- Это планка, которую я себе установил, -- делится Алексей. – Ведь если актёр не ставит перед собой задачу развиваться дальше, он становится неинтересным, и на него перестают приходить люди.

-- Сложная у Вас оказалась роль. Трудно было вживаться?

-- Вообще Есенин -- очень сложная личность. Это на первый взгляд, как нам в школе рассказывали, что он шалопай, хулиган… Но он хулиган, конечно, и по человеческим душам хорошо топтался. Его топтали и он топтал.  Старался пробиться. Я считаю, что он вообще родился в ненужное время.

-- Да поэты всегда рождаются в ненужное время…

-- Это да. Но, невзирая на козни, на различных женщин, Есенин всё же идёт своим путём, возводит себе памятник. Конечно, сложно такого человека играть… Кроме того, сложно было делать саму постановку.  Есть стихи и всё. А как связать их в спектакль? Как сделать, чтобы это не было концертной программой, как у многих – приезжают и читают стихи, поют и снова читают… Хотелось связать всё воедино и показать, что все гении немножко сумасшедшие.. Вживаться в эту роль было очень сложно. А проживать… Вы знаете, когда я вижу на первом-втором ряду глаза, чувствую, как проникаюсь в каждого человека, трудностей не замечаешь.  А с другой стороны, это актёрская профессия – дарить людям ощущения

Молодая актриса театра Таня Дяченко, кроме Чёрного человека играет в спектакле женщин, влюблённых в Есенина: Галину Бениславскую, СофьюТолстую, Зинаиду Райх, Айседору Дункан и др.

Зрители по достоинству оценили её игру, способность быстро перевоплощаться из одной роли в другую. После спектакля мы узнали у актрисы, как ей это удаётся.

 -- Татьяна, режиссёр сказала, что Вы влюбились в Есенина во время репетиций спектакля.

-- Знаете, невозможно не влюбиться, потому что мне приходится играть женщин, которые его любили по жизни. Поэтому мне надо было это почувствовать, почитать биографию Есенина. Мы вместе очень много перечитали, пересмотрели, и ругались, и мирились… Влюблена я в Есенина, со школы любила, а сейчас ещё больше…

-- Когда Вы дебютировали в «Старшем сыне», говорили, что вам нелегко далась роль, потому что у Вас очень мягкий характер. А здесь Вам приходится играть разных женщин, и каждая со своим норовом…

-- За год, наверное, немножко окреп мой дух артистки, если не пафосно это звучит. Ведь мы начали репетировать спектакль ещё в апреле прошлого года. Очень большой материал нужно было изучить, чтобы это было похоже на правду. Приходилось по ходу репетиций многое исправлять, переписывать. К тому же мы постоянно думали о зрителе – чтобы ему было интересно. Попытались захватить самые значимые моменты жизни Есенина. Показали такой маленький фильм…

 -- Триллер. Самый настоящий триллер, который держит  зрителя в напряжении весь спектакль… Татьяна, скажите, а какая из героинь в этой работе Вам ближе всего?

-- Я не могу однозначно ответить на этот вопрос, потому что каждую люблю особенно. В каждой женщине есть то, что есть во мне как в Тане Дяченко. И когда я это прочувствовала, влюбилась в каждую

Сопереживала мятущемуся поэту Наташа ПАРМОН (фото и видео автора)

ЗА КРАПИВОЙ БЕРЕГ (монолог на два голоса)16+

по мотивам произведений Сергея Есенина

Режиссер постановщик – Валентина ЯНОВЕЦ

Художник-постановщик ­– Николай ПОЛТОРАКА

Художник по костюмам – Татьяна ЯРОШУК   


+6
 

Это тоже интересно

В Балтийском море, недалеко от Гданьского залива, заметили кита

В Балтийском море, недалеко от Гданьского залива, заметили кита

Горбатые киты очень любопытны и вездесущи по своей природе, они бродят в водах почти всего мира, кроме северных вод Арктики. …