Художница Ирина Цагельник: без музыки не пишу никогда 19-03-2018, 16:26 Ценные люди / Популярное / Без галстуков и макияжа Достаточно одного взгляда на её работы, чтобы определить: Ирина — неисправимая оптимистка, настолько позитивные эмоции и мысли вызывают они. Читайте также: Картины - в наушниках. В Бресте открылась необычная выставка Ирины Цагельник К тому же её картины можно не только видеть, но и слышать — работы оснащены специальными QR-кодами, так сказать искусство идёт в ногу с техническим прогрессом. И пока посетители первой персональной выставки Ирины Цагельник смотрели и «слушали» картины, я «слушала» виновницу события, пытаясь понять душу художницы. — Ирина, когда Вы серьёзно занялись живописью? Наверное, с детства рисовали? — Нет. Я в детстве особо не рисовала. Просто после школы судьба свела меня с одним очень интересным человеком — Юркевичем Александром Михайловичем. Это был наш брестский художник. К сожалению, связь с ним прервалась — он умер год назад. Это был замечательный художник и человек. Для меня он был как фундамент, несмотря на то, что у меня были университеты и другие преподаватели. Но он для меня был первый и единственный Учитель с большой буквы. — Вы учились в нашей «художке»?.. — У меня не было «художки», я не училась в художественной школе. Я совершенно случайно пришла к нему. Я закончила школу, но из-за операции никуда не поступила, не успела по времени, и у меня был целый год в резерве. Я подумала, что нужно что-то делать и решила попробовать себя в живописи. Узнала, что в ЦМТ есть курсы. Пришла. Александр Михайлович на то время работал в ЦМТ. Посмотрел на меня и спросил: «Ты хочешь быть художником?» Я ответила: «Вы шутите? Я просто хочу порисовать». И вот с этого «просто порисовать» всё и началось. — Долго обучались в ЦМТ? — Нет. Я походила к нему год. У меня как-то всё легко пошло, и через год я уже начала рисовать портреты… Помню, он подходил ко мне во время работы с иллюстрациями каких-нибудь известных художников и говорил: «Смотри. Ты уже так можешь». Я в ответ: «Вы издеваетесь? Так нельзя говорить!» А он: «Это тебе нельзя так о себе говорить, а мне можно…» Он всегда поддерживал меня. Никогда не жалел поделиться своим опытом. И это прекрасно. Потому что всё, что я имею сегодня — в этом часть этого человека, Александра Михайловича Юркевича. — Вы ведь потом закончили наш Пушкинский университет? — Да, по специальности «Преподаватель изобразительного искусства». Но скажу честно, что мой первый Учитель дал мне гораздо больше. Образование да даёт столько, сколько человек, который увидел в тебе что-то и помог раскрыть… А второй мой серьёзный учитель — это жизнь. Она нас иногда бьёт, заставляет остановиться, пережить что-то, и эти внутренние переживания выплёскиваются на картины. Поэтому и выставка называется «Изнутри». — Чем любите заниматься в свободное от картин время? — Я очень люблю путешествовать. У меня сейчас вся семья в Соединённых Штатах Америки. У сестры там большой дом, и когда я туда приезжаю, первое что происходит — сестра с мужем едут в магазин и покупают большие полотна, чтобы я что-нибудь им изобразила. — А продавать в Америке картины не пробовали? — Хочу сказать, что там с этим гораздо проще, чем у нас. Интерес к живописи там очень большой. Я как-то на улице писала картину, подходит ко мне один американец и начинает что-то говорить. Английский тогда я не знала в совершенстве, потому первоначально не могла понять, чего он хочет. Оказалось, что он просит продать ему мою картину. Я ответила, что не продаю свои работы. На что он очень удивился: «Как не продаёшь, почему?!» Я объяснила, что это мой подарок сестре… А одна женщина три часа наблюдала за мной, как я рисую. И когда работа была закончена, подошла и сказала, что хочет её купить. Но ту картину я тоже ей не продала — это так же был подарок. Вообще, дело не в деньгах — я работаю на двух работах. Дело в том, что каждая картина — это кусочек моей души, потому большинство работ я не продаю, а просто дарю родным и друзьям. — А где Вы работаете? — Преподаю в школе и в студии. — И как у Вас на всё хватает времени? — Нужно правильно распоряжаться своим временем. Если выставку такого плана, как эта, можно организовать за неделю, то можно найди время и на всё остальное. А ведь выставка с QR-кодами, пришлось повозиться. — Идея с QR-кодами Ваша? — Да, я просто люблю музыку. Без музыки не пишу никогда. У меня источник вдохновения, если не люди, не события, то обязательно музыка. При помощи QR-кодов, которыми оснащены картины (а их на каждой работе по два) я объясняю, почему именно так написана эта работа, в таком направлении. А второй QR-код — это музыка, которая полностью раскрывает атмосферу картины. — То есть именно под эту музыку Вы писали работу? — Да. — Ну это очень серьёзно. Получается, что вы полностью перед зрителем открываете свою душу… — Да. И поэтому когда перед выставкой вешали картины на стены, я чуть не плакала. Мне психологически сложно было к этому подготовиться. — У Вас работы в разных техниках… — Техника приходит в зависимости от идеи. То есть пришла идея — и то, что есть под рукой используется. У меня много работ ручкой — это потому, что идей было много, а возможностей их положить на бумагу не было. Использовала то, что оказалось под рукой. Конечно, я думала, что это эскизы будущих работ, что я когда-нибудь к ним вернусь и запечатлю в масле. Но потом поняла, что у меня слишком много новых идей, чтобы возвращаться к старым. Потому это останется уже так, как есть. — Если не секрет, есть ли любимая работа? — Одна из моих самых любимых работ — это «Настоящее, прошедшее, будущее», где на картине изображён глаз. Глаз символизирует собой человека, который смотрит на происходящее. За глазом изображены красные оттенки, которые символизируют наше прошлое. А внизу в углу — жёлтые оттенки, они символизируют лучи солнца, лучи надежды — наше будущее (я вообще по жизни оптимист), И ещё на картине есть цепь между прошлым и будущим — это наше настоящее. — В плане техники, что даётся сложнее? — Графика — это самые сложные работы. Если взять масло, акрил, то эти картины пишутся достаточно быстро — больше часов я не работаю. Я сразу пишу по чистому. А графика — это очень длительный процесс, это выстраданные работы — в них вложены самые глубокие идеи. И то что они так по-простому выглядят, ещё не означает, что они простые. У них нужно подольше остановиться, прослушать внимательно QR-коды, поразмыслить. — Что для Вас важно в работе: техника, идея.? — Не важно, чем написана картина. У нас привыкли воспринимать: красиво и некрасиво. Но так нельзя. Главное — это глубина, идея, есть она в работе или нет. Потому что жизнь вокруг нас не бывает только красива или некрасива, — в ней много всего перемешано, в ней глубина. . И не важно, в багеты обрамлены картины или нет — важна идея. Идея может изменить человека, заставить его задуматься. — Планами на будущее поделитесь?.. — Я надеюсь, что я не остановлюсь, и у меня не закончится поток идей. Пока есть идеи — я буду работать. И даже не знаю, в какой технике — как жизнь направит. Мы никогда не можем отвечать за наш будущий день. И я не могу гарантировать, как пойдёт моё творчество. Может быть, это моя последняя выставка, если у меня не будет новых идей. Тогда мне нужно будет сложить ручки и ничего не делать, выдавливать из себя я ничего не буду. Разведывала тайны молодой художницы Наташа ПАРМОН (фото автора) 0 Поделиться